Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Александр Тамицкий: Арктика и Север — это прежде всего люди

19.10.2016 18:00:00
news
Александр Тамицкий: Арктика и Север — это прежде всего люди

Александр Тамицкий, директор Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации рассказывает о настоящем и будущем данной области образования в регионе.

— Александр Михайлович, что сейчас, после всех структурных изменений, представляет собой высшая школа?

— Сегодня в состав высшей школы входит 15 кафедр, порядка 11 лингвистических и научно-образовательных центров, одна лаборатория. В школе обучается более 1700 студентов по 10 направлениям бакалавриата и 7 направлениям магистратуры, 60 аспирантов, работает порядка 240 преподавателей. Высшая школа является одним из крупнейших научно-образовательных подразделений университета, с богатой и долгой историей. Те подразделения — Институт социально гуманитарных и политических наук и Институт филологии и межкультурной коммуникации — ставшие основой для возникновения Высшей школы, можно назвать правопреемниками шести факультетов Поморского государственного университета.

— То есть, вы теперь во главе «мини-ПГУ»?

— Ну, можно сказать и так (смеется). Хотя в Поморском университете было 15 факультетов.

— Какие задачи стоят перед высшей школой?

— Стратегическая задача — это достижение ведущей роли в области науки и образования на Европейском Севере России и в Арктической зоне Российской Федерации для осуществления подготовки квалифицированных специалистов и кадров высшей квалификации, реализации фундаментальных и прикладных исследований социально-гуманитарной направленности. Высшая школа также решает важные государственные задачи. Первая из них — это сохранение русского языка и его распространение за пределами России. Вторая — бережное отношение к истории страны и ее сохранение. Можно сказать, что мы стоим на страже национальной безопасности страны. Кроме того, Арктика и Север России — это не только инфраструктура, природные ресурсы и территория. Арктика и Север — это прежде всего люди, поэтому важным является воспитание гражданской ответственности и патриотизма, развитие творческих способностей и готовности выпускников к участию в развитии северных территорий страны.

— Как в образовательной деятельности ВШ реализуется тот самый «арктический вектор»?

— Арктика и Север для нас являются приоритетом в подготовке выпускников программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Высшая школа реализует образовательные программы для кадровых нужд экономики и социальной сферы арктического региона. К примеру, это программы по направлениям «Педагогическое образование», «Филология», «История», «Лингвистика». «Международные отношения» и другие. «Арктический вектор» содержится и в отдельных дисциплинах, реализуемых в рамках образовательных программ более широкого профиля. К примеру, «История освоения Арктики и Северного морского пути».

Реализация образовательных программ сопряжена и с реализацией научных проектов и исследований арктической направленности, проводимыми не только преподавателями, но и сотрудниками научно-образовательных центров. В высшей школе функционирует центр «Международные отношения и арктическая политика России» под руководством профессора Андрея Репневского, «Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера» профессора Натальи Дранниковой, центр профессора Николая Теребихина, занимающийся гуманитарной географией и этнокультурологией, лингвистический центр под руководством Александра Поликарпова и другие.

В последние годы заметным становится активное и динамичное развитие исследований в области археологии. Научно-образовательный центр «Археология Севера» под руководством Марии Шульгиной ведет археологические раскопки на Соловецком архипелаге, на территории Гостиных дворов Архангельска. Работа ведется как по заказу государственных учреждений, так и коммерческих структур.

— В рамках данных центров и будет идти основная научная работа в высшей школе?

— Теоретические и прикладные исследования проводятся не только в центрах, но и профессорско-преподавательским составом кафедр при кооперации с сотрудниками других высших школ САФУ, университетов и академических учреждений, в том числе и по междисциплинарным темам.

— Как обстоит дело с интересом работодателей к выпускникам гуманитарных направлений?

— Отмечу, что высшая школа участвует не только в подготовке специалистов в рамках реализуемых образовательных программ социально-гуманитарного профиля. Сегодня важным является то, чтобы инженер знал иностранные языки, а, к примеру, нефтяник ориентировался в вопросах традиций и культуры населения, которое проживает на территории, где стоит его вышка. Таким образом, мы также участвуем в подготовке специалистов технического и естественнонаучного профиля.

Что касается востребованности со стороны работодателей, то наши выпускники достаточно быстро трудоустраиваются, порой находят для себя работу не только по профилю подготовки, но и в смежных областях. Это говорит о качестве образования и его применимости. В своих отзывах работодатели указывают на то, что подготовка выпускников идет на высоком уровне. Сами выпускники отмечают, что в сравнении со своими коллегами — выпускниками даже столичных вузов — являются более конкурентоспособными и успешными в карьерных траекториях.

— Каким образом ВШ привлекает студентов? Почему абитуриент остается в Архангельске, а не уезжает в Питер или в Москву?

— В нашей высшей школе профориентационной работе уделяется большое внимание. Есть и сложившиеся традиции в части проведения различных мероприятий для привлечения абитуриентов, притом не только из Архангельской области, но и из других регионов страны и мира. Это проводимые ежегодно дни открытых дверей, открытые лектории, творческие конкурсы, мастер-классы, летние и осенние школы, олимпиады по филологии, истории, социологии, культурологии, вызывающие интерес не только у школьников, но и у учителей, которые их сопровождают. В следующем году в Архангельске планируется проведение финала всероссийской олимпиады школьников по истории, с инициативой которой выступили преподаватели-историки университета. Мы проводим экскурсии для абитуриентов по высшей школе, знакомим с материально-технической базой, с преподавателями, презентуем образовательные программы.

Высшая школа активно проявляет себя и в социально-культурной жизни региона. Сегодняшний пример — преподаватели кафедры французской и немецкой филологии участвуют в организации и проведении Дней культуры Германии в Архангельске. Подобные мероприятия также служат привлечению абитуриентов.

На мой взгляд, самыми лучшими «агентами влияния» любого университета, создающими его имидж и образ у общественности, являются его студенты и преподаватели. Отсюда и широкая известность высокого качества, в том числе филологического, исторического и лингвистического образования в нашем университете, поэтому конкурс на эти направления является традиционно высоким.

— Ведется ли в высшей школе работа над новыми магистерскими программами?

— У нас сейчас две задачи, связанные с развитием магистерских программ. Первая — это актуализация уже имеющихся, их обновление в части учебно-методических разработок, усиления их кадрового обеспечения. В этом ключе формируется экспертный совет высшей школы — коллегиальная структура для обсуждения вопросов повышения качества реализуемых магистерских программ. Также речь идет и о более широком привлечении работодателей для участия в реализации образовательных программ.

Вторая задача — это открытие новых образовательных программ. Идей достаточно много, но главное для нас качество самих программ и востребованность выпускников работодателями. К ним мы выдвигаем три основных первичных требования. Это сетевой формат — взаимодействие с другими университетами, научно-образовательными структурами России и зарубежья. Это междисциплинарный характер. И третье — они должны быть международного уровня. У нас уже запланированы к открытию программы «Фольклор, литература и культура Европейского Севера», «Arctic Art and Design», «Политическая история» и другие.

Возврат к списку