Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Международные публикации

27.02.2014
Позиции России и Норвегии в Арктике практически совпадают

Россия и Норвегия — две ключевых фигуры в Арктике. При этом, как бывает у соседей, между ними есть и поводы для конфронтации, и области для сотрудничества. О тонкостях в отношениях двух стран рассказывает директор представительства Норвежского Баренцева секретариата в России, почетный консул Норвегии в Архангельске Андрей Шалев.

— Тема Вашего доклада на медиафоруме в САФУ звучала так: «Международный вектор развития Арктики». Что входит в понятие «развитие»?

Развитие предполагает изменение состояния, и оно может быть как прогрессивным, так и регрессивным. Развитие Арктики — это развитие человеческих возможностей. В нашей истории применительно к Арктике мы наблюдали (и наблюдаем сейчас) и то, и другое: периоды бурного развития и, к сожалению, периоды деградации. Вот сейчас Минрегионом разработана государственная программа социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. Она основана на оптимистическом, я бы даже сказал, романтическом сценарии развития, и, видимо, не только потому, что писалась в основном в период экономического благополучия. В этой программе заложена идея некоего прорывного мега-проекта, которое может обеспечить будущее страны на долгие десятилетия вперед. Ведь Арктика для России — это не только кладовая ресурсов, это огромный фасад протяженностью в 20 тысяч километров, стягивающий восток и запад, а также юг и север.

— Какие тенденции преобладают в Арктике: сотрудничество или соперничество стран?

Тенденции преобладают однозначно позитивные. Все арктические страны объявили в своих стратегиях о приверженности к сотрудничеству на основе существующих региональных механизмов взаимодействия и принципах международного права. Я бы, конечно, не сбрасывал со счетов и возможность усиления соперничества, но оно будет носить неконфронтационный, цивилизованный характер, это скорее будет соревнование технологий, экономической силы, инвестиций и компетенций в арктических вопросах. Но существующие механизмы международного сотрудничества на севере позволяют разрешать все существующие и потенциально возможные спорные вопросы. С другой стороны, увеличение экономического присутствия в Арктике неизбежно повлечет за собой и возрастающее значение вопросов национальной безопасности.

— Насколько близки позиции России и Норвегии по арктическим вопросам — экология, безопасность, добыча ресурсов и т. д.?

Они практически совпадают. Как известно, все арктические державы уже артикулировали свои арктические стратегии, которые в целом вполне согласуются друг с другом и отличаются лишь в малом. Норвегия была первой из арктических держав, обнародовав Стратегию правительства в северных регионах в 2006 году. Три года спустя этот документ был дополнен новым докладом «Новые структурные элементы на севере», в котором правительство Норвегии представило приоритеты и перспективы на 10-15 последующих лет. В числе своих главных приоритетов норвежцы, и в этом они отличаются от других арктических держав, сразу заявили о необходимости углубления и обновления сотрудничества с Россией.

— Какие основные проблемы, касающиеся Арктической зоны, существуют между Россией и Норвегией?

Я бы не стал говорить о проблемах, возникающих между Россией и Норвегией. Они, конечно, есть, например, в некоторых вопросах вокруг Шпицбергена или по поводу присутствия НАТО в Арктике. Продуктивнее и дальновиднее сегодня говорить об общих проблемах и вызовах, стоящих перед Норвегией и Россией. Это: возможность нарушения природного баланса, угроза негативных последствий изменения климата, отток населения из северных территорий, необходимость создания адекватной системы поисково-спасательных служб и другие. Рано или поздно встанет вопрос о совместном освоении пока не открытых месторождений, находящихся на морской границе двух стран в районе бывшей «серой зоны». Штокмановский проект также неизбежно вновь встанет в повестку дня. На фоне общих, объединяющих две наши страны, вызовов, небольшие расхождения не кажутся такими уж неразрешимыми, тем более, что у нас есть эффективные механизмы их разрешения.

— На Ваш взгляд, насколько влиятельным игроком в Арктике является Россия по сравнению с другими странами и международными организациями?

Россия — сильный и равноправный партнер в Арктике, это не надо доказывать. Российское экономическое и военное присутствие в этом регионе мира самое масштабное. Россия контролирует главную транспортную артерию Арктики — Северный Морской Путь, владеет единственным в мире атомным ледокольным флотом. Наконец, Россия — член всех международных организаций и участник всех форматов международного сотрудничества в Арктике. Стратегия развития арктической зоны России — пожалуй, самая масштабная и смелая из всех арктических держав, и в случае ее реализации, роль России в Арктике вырастет неизмеримо больше.

— Насколько важную роль во внешней и внутренней политике Норвегии играет Арктика?

Северные регионы Норвегии провозглашены правительством страны важнейшим стратегическим приоритетом. Добыча углеводородов, энергетика — основа экономики страны, рыболовство, морские биоресурсы, судостроение и судоходство, туризм — все это север, поэтому у Норвегии просто нет другой альтернативы, кроме как двигаться в Арктику.

— Какой опыт Норвегии в плане развития Арктической зоны, использования ее потенциала, может оказаться полезным для России? А Россия может что-то дать Норвегии?

Наши страны движутся параллельными курсами в освоении Арктики, и вызовы и проблемы у нас в этом регионе общие, поэтому взаимный обмен знаниями и опытом необходим. Я не специалист в узких сферах, но думаю, что нам пригодился бы в первую очередь, норвежский опыт в области охраны природы, функционирования охранных природных зон, работы поисково-спасательных служб. Я бы перенял норвежский опыт территориального планирования, связанного с Арктикой. Во многом норвежская арктическая стратегия направлена на поддержку северных регионов. Они смело переносят на север крупнейшие научные институты, занимающиеся Арктикой, управление береговой охраны, управление Вооруженными силами.

— Существуют ли сейчас в Арктике реальные опасности международного масштаба?

Опасности милитаризации Арктики в ее настоящем понимании, на мой взгляд, не существует, для этого нет никаких оснований. Напротив, существуют все условия для сотрудничества в военной сфере и создания коллективной системы безопасности. При этом очевидно, что в целом военное присутствие арктических стран в этом регионе будет возрастать по мере развития хозяйственной деятельности, но в этом нет ничего опасного. Арктические страны научились сотрудничать и в военной сфере. Что касается экологических рисков, то они, конечно, существуют. Но с другой стороны, экологические требования, которые сегодня государства предъявляют к хозяйствующим субъектам, чрезвычайно высоки и есть основания полагать, что они будут только повышаться. Если их соблюдать, крупных экологических катастроф, я надеюсь, удастся избежать. К тому же мы уже имеем свой невеселый опыт безответственного хозяйничания в Арктике в период 40-80-х годов прошлого века, до сих пор вывозя из Арктики отходы. Должны бы чему-то научиться.

— Есть ли у Арктики иной путь развития, кроме превращения в постепенно опустошаемый «резервуар» нефти и газа? Что, кроме ресурсов, может привлечь к Арктике внимание бизнесменов, политиков, высококвалифицированных специалистов из других регионов?

Сегодня уже этому нет альтернативы. Превратить Арктику в заповедник, как предлагает Гринпис, уже не удастся. Пока человечество движется по этому экстенсивному пути развития нефтегазовый резервуар Арктики будет осваиваться. Но увеличивать число охраняемых территорий мы можем, и российское правительство вроде бы с этим согласно. Площади национальных парков и заповедников в Арктике должны быть увеличены в разы. Север и Арктика могут быть привлекательны и для живущих здесь людей, и для инвесторов. Здесь огромные возможности для научных исследований, образования, туризма. Здесь прекрасные условия для производства экологически чистых продуктов.

— На Медиафоруме в САФУ подписано соглашение о создании Ассоциации арктических СМИ. Может ли информационное сотрудничество способствовать улучшению политической и экономической обстановки в арктическом регионе?

Как я уже говорил, Арктика — это огромное поле для согласованной деятельности для всех арктических государств. У нас очень много общих и похожих задач, которые нужно решать совместно. А это требует, в том числе, создания единого информационного, образовательного, научного, культурного пространства. Среди прочего, это еще и фактор, делающий проживание на севере более привлекательным. Раздвигая информационные границы, человек престает чувствовать себя обитателем отдельной изолированной, часто депрессивной, территории и начинает ощущать свою принадлежность к гигантскому перспективному региону с огромными возможностями для образования, культурного развития, трудоустройства, предпринимательской деятельности. Мне кажется, Арктический Медиафорум этому поспособствовал.

По итогам форума подписана резолюция о создании на базе САФУ Ассоциации Арктических СМИ в целях формирования единого информационного и творческого пространства для развития сообщества журналистов, освещающих арктическую тематику

Источник:

norvegia.ru

Возврат к списку