Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Анастасия Песьякова: «Я росла, читая книги про первооткрывателей и исследователей Арктики»

Анастасия Песьякова, аспирант САФУ,
28.08.2017
Анастасия Песьякова: «Я росла, читая книги про первооткрывателей и исследователей Арктики»

Молодые ученые САФУ рассказывают о начале своего пути, научных интересах и учебе в аспирантуре. Сегодня Анастасия Песьякова — участница первого «Плавучего университета», сотрудник лаборатории арктического биомониторинга — говорит о своих научных достижениях, участии в экспедиции АПУ и мегагранте.

О начале пути

Я аспирант САФУ, второкурсница, занимаюсь исследованиями в области биологических наук и буду экологом. Училась в эколого-биологическом лицее. После школы, конечно же, стоял вопрос о том, куда идти дальше: я выбирала между экологией и журналистикой. Очень полярные направления, но пошла все-таки на экологию. ЕГЭ по литературе и географии были в один день, и я выбрала географию. Не жалею, что пошла учиться на эколога. Писать я и здесь могу, правда, научные статьи. Заканчивала специалитет в САФУ по специальности экология, так что судьба моя в последние 10 лет тесно связана с этой наукой.

После специалитета я поступила в магистратуру в Норвегии, благодаря сотрудничеству САФУ и университета Нурланда. Там я занималась морской экологией на факультете естественных наук в лаборатории геномики и эпигенетики, где мы изучали влияние внешней среды на экспрессию микро РНК. После окончания магистратуры решила вернуться домой и вновь поступила в САФУ на экологию, уже в аспирантуру.

Тогда у меня поменялись научные интересы. Во время специалитета я в основном занималась мониторингом загрязнения почв Архангельска тяжелыми металлами, а сейчас мне ближе экология леса. На данный момент я изучаю биологическую продуктивность северных лесов. САФУ также привлекло меня как активного аспиранта в качестве исполнителя мегагранта.

Изучение леса

Кажется, что леса — это тема, которая была более популярна в Советском Союзе, и с тех времен незаслуженно отошла на задний план.

В рамках экологии заниматься лесами очень важно, потому что они связаны с глобальным потеплением. Леса — это один из крупнейших резервуаров углерода на Земле, важное звено круговорота многих биогенных элементов. В лесных экосистемах мы можем изучать не только какие-то отдельные виды растений, но и фауну, микрофлору, микробиоту и их взаимодействие. Сейчас также активно развивается направление генетики леса.

Тема моей диссертации — «Биологическая продуктивность нижних ярусов северо-таежных лесов на примере сосновых сообществ». Сосна — наша наиболее ценная лесная порода. А еще сосновый лес очень разный. Именно нижние лесные ярусы: подлесок, подрост, подстилочный горизонт — во многом определяют возобновление и специфику этих лесов, качество древесины и содержание различных загрязняющих элементов.

Мегагрант

В рамках мегагранта я вхожу в биологическую группу и занимаюсь изучением путей миграции высокотоксичных веществ — тяжелых металлов и органических загрязнителей. На данный момент я изучаю пути миграции промысловых птиц, которых коренное население Севера употребляет в пищу. С мигрирующими птицами на нашу территорию поступают высокотоксичные загрязнители. Изучив, где зимуют эти виды, можно выявить, откуда они могут принести загрязнители. Так мы оценим риски для населения получить эти высокотоксичные вещества, сможем составить программу мониторинга и попытаться минимизировать последствия для окружающей среды и человека.

Выездные практики и «Арктический плавучий университет»

Каждая полевая практика как праздник. Всегда масса эмоций. У меня были веселые и креативные одногруппники, САФУ, как правило, привлекает активных увлеченных и разносторонних людей. На практики мы выезжали на различные предприятия нашей области. Одно дело читать о них, изучать их статистику, совсем другое — видеть, как они работают. Самой интересной практикой стал визит на карьеры «Севералмаза».

Я участвовала в экспедиции «Арктического плавучего университета». Мне запомнилось даже то, как я узнала об этом проекте: на экзамене по ландшафтоведению преподавательница спросила, не хотим ли мы съездить в Арктику. Многие из группы подали заявления на участие в проекте, но взяли только меня.

Я захотела поучаствовать, потому что это интересная возможность. Я росла, читая книги про первооткрывателей и исследователей Арктики, а тут появилась возможность самой пойти в путешествие к таким далеким островам. Важно было и попробовать себя в работе. Это был 4 курс, у меня были только производственные практики, мне хотелось проявить себя как эколога в реальных условиях. Я была участником метеорологического блока, но в географическом и химическом блоках я тоже принимала участие. Это была первая экспедиция, самая долгая, 40 дней. Была возможность познакомиться с ребятами из Института Арктики и Антарктики, они были увлеченными, я многому у них научилась.

У аспирантов больше возможностей в академической мобильности, ты постоянно участвуешь в конференциях, грантах, молодежных школах. За эти несколько месяцев я успела побывать на научной школе в Пущино, съездила на стажировку в Москву и в скором времени отправлюсь на конференцию в Казань.

Возврат к списку