Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

О кафедре

Кафедра педагогики, психологии и профессионального обученияАрхангельского государственного технического университета была образована в сентябре 1999 года. Необходимость ее открытия продиктована тем, что современный инженер должен владеть системой гуманитарных знаний в области человековедения, уметь общаться с людьми, управлять коллективом, рабочей группой.

Руководит кафедрой Заслуженный работник высшей школы, кавалер ордена Дружбы, вице-президент Ломоносовского фонда, доктор педагогических наук, профессор Татьяна Сергеевна Буторина.

На кафедре трудятся профессор доктор педагогических наук Т.С. Буторина, доценты: кандидат технических наук С.В. Буров, кандидаты педагогических наук: С.Ю. Мосягина, А.С. Михашина, С.В. Заозерская, Е.А. Смягликова, И.М. Пушкина, И.В. Филиппова, А.В. Борчук, кандидат политических наук С.Э. Сорокин, старшие преподаватели: Е.В. Смирнова, Л.Ю. Баскова, документовед Т.Н. Архипова, учебный мастер А.А. Маслова, лаборант Н.А. Ситникова.

Основными направлениями деятельности кафедры является осуществление учебной, учебно-методической, научно-исследовательской, организационно-педагогической и воспитательной работы.

Преподаватели кафедры ведут учебные курсы по психологии и педагогике со студентами всех институтов C(A)ФУ: «Общая и профессиональная педагогика», «История педагогики и философия образования», «Методика воспитательной работы», «Методика профессионального обучения», «Введение в профессионально-педагогическую специальность», «Возрастная физиология и психофизиология», «Деловое общение и культура речи», «Педагогическая регионология», «Психология и педагогика», «Психология профессионального образования», «Педагогические технологии». 

В учебные планы всех институтов кроме основных дисциплин внесены психолого-педагогические курсы по выбору: «Этика деловых отношений», «Психология общения», «Психология бизнеса и рекламы», «Психология творчества», «Основы инженерного творчества», «Защита интеллектуальной собственности», «Патентно-лицензионная работа», «Конфликтология», «Юридическая психология», «Семьеведение», «Ломоносововедение».

В рабочие программы учебных дисциплин и специализированных курсов включены региональный и культурологический компоненты.

Кафедра выступила инициатором открытия новой специальности 030500 (050501) «Профессиональное обучение». В 2005 году состоялся первый выпуск студентов, обучающихся по этой специальности.

Преподаватели кафедры ведут активную научно-исследовательскую работу. Основными научными госбюджетными исследовательскими направлениями являются: «Социально-культурные условия региональной среды как фактор безопасности личности», «Методологические основы проектирования и исследования системы профессионально-педагогического образования в условиях Европейского Севера (на примере Архангельской области)».

В течение ряда лет кафедра выигрывает гранты РГНФ, областной администрации для проведения научной работы и школ молодых ученых исследователей:

  • Грант РГНФ, 2001, № 14-35-01… «Методологические основы проектирования развития и внедрения профессионально-педагогического образования в условиях Европейского Севера» (Москва, 2000). Руководитель Т.С. Буторина.
  • Грант РГНФ, 2003, № 02-06-00520 а/с… «Поморская семья: история, традиции, их возрождение» (Москва, Архангельск, 2002). Руководитель Т.С. Буторина.
  • Грант Администрации Архангельской области, 2003, № 75-03 Школа молодых исследователей: шаг в науку (Архангельск, 2003). Руководитель Т.С. Буторина.
  • Грант РГНФ, 2003, № 03-06-0476 г/с… Школа молодых ученых-исследователей «Педагогическая регионология: актуальные проблемы и перспективы развития» (Москва, 2004). Руководитель Т.С. Буторина.
  • Грант РГНФ, 2006, № 06-06-14123 г… Научный семинар молодых преподавателей ВУЗа «Ценностные отношения молодого преподавателя ВУЗа к профессионально-педагогической деятельности в условиях имеющейся России» (Москва, 2006). Руководитель С.Ю. Мосягина.
  • Грант департамента образования и науки Архангельской области № 02-10 «Исследование профессиональной направленности учащихся 9-11 классов» (Архангельск, 2008). Руководитель И.В. Филиппова.
  • Грант Российского Государственного Научного Фонда № 08-06-00094а «Поморская семья как фактор безопасности личности» (Москва, 2008-2010). Руководитель Т.С. Буторина.
  • Проект Министерства образования РФ «Научно-методическое обеспечение непрерывного профессионально-педагогического образования в условиях Архангельской области» (Москва, 2009-2010). Руководитель Т.С. Буторина.

Организована ассоциация молодых ученых-исследователей Северо-Запада России под эгидой РГПУ имени А.И.Герцена (2005 г.)

При кафедре открыта аспирантура. Подготовлены высококвалифицированные преподаватели для вузов и средних учебных заведений г.г. Архангельска, Северодвинска, Вологды, Каргополя, Нарьян-Мара, в т.ч. 8 преподавателей для кафедры. В настоящее время 4 аспиранта под руководством Т.С. Буториной занимаются научными исследованиями в области истории и теории педагогики.

На кафедре сложилась научная школа профессора Т.С. Буториной, основным направлением исследований которой является педагогическая регионология. Под научным руководством Т.С. Буториной защищено 43 кандидатских и докторских диссертаций.

В университете с 2002 по 2005 гг. работал региональный диссертационный совет КМ 212.008.02 по защите кандидатских диссертаций по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, в котором защищено 28 кандидатских диссертаций по историко-педагогическим и теоретико-прикладным проблемам, имеющим большое значение для педагогической науки и образовательной практики.

Приказом ВАК № 844-дс от 30.05.2008 разрешена деятельность объединенного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при Поморском государственном университете им. М.В. Ломоносова ДМ212.191.03 (председатель Т.С. Буторина).

Преподаватели и аспиранты кафедры принимают активное участие в международных и межрегиональных научно-практических конференциях. В 2001 и 2004 годах были организованы и проведены Международные научно-практические конференции по проблемам профессионального образования «Основные направления модернизации профессионального образования на Европейском Севере». Традиционным стало участие преподавателей и аспирантов кафедры в ежегодных Ломоносовских чтениях.

Кафедрой издано 14 сборников научных статей, более 20 учебно-методических рекомендаций, указаний, пособий, 3 из них с грифами УМО. Сотрудниками кафедры опубликовано 14 монографий. Лауреатом конкурса на лучшую научную книгу 2007 года в номинации «Педагогика и психология» стала монография С.В. Заозерской, Т.С. Буториной «Развитие женского образования на Архангельском Севере во второй половине XIX – начале XX веков». Лауреатом конкурса на лучшую научную книгу 2008 года стало учебное пособие А.С. Михашиной, С.Ю. Мосягиной «Основы общей психологии и педагогики».

Получено 3 патента на изобретения и Свидетельство об отраслевой регистрации разработки.

На кафедре существует традиция: в честь Дня учителя ежегодно сотрудники кафедры встречаются со студентами строительного факультета, обучающимися по специальности «Профессиональное обучение». Силами студентов старших курсов готовится концерт, викторины, конкурсы, в которых принимает участие и команда преподавателей.

С 2004 г. проводятся научно-практические студенческие конференции по теме «Актуальные проблемы современной психологии и педагогики».

Студенты специальности «Профессиональное обучение» принимали участие в психолого-педагогический олимпиаде в г. Екатеринбурге в 2005 г. (рук. С.Ю. Мосягина), в научной конференции в г. Каргополь в 2007 г. (рук. Е.В. Смирнова). С 2006 г. кафедрой проводится олимпиада по психологии и педагогике, в которой принимают участие студенты АГТУ.

При кафедре были организованы:

  • «Школа лидерства» для студенческого актива, 
  • «Школа молодой студенческой семьи»,
  • «Школа куратора».

Разноплановый потенциал преподавателей кафедры востребован в институтах университета. Так, заместителем директора по социальной и воспитательной работе института строительства и архитектуры старший преподаватель кафедры Е.В.Смирнова.

Преподаватели кафедры педагогики, психологии и профессионального обучения активно сотрудничают с Факультетом повышения квалификации (декан ФПК – канд. пед. наук, доцент С.Ю. Мосягина). Т.С. Буторина, С.Ю. Мосягина, А.С. Михашина принимали участие в разработке дополнительной образовательной программы «Менеджмент в образовании». Е.А. Смягликова (проректор по социальным вопросам и воспитательной работе, канд. пед. наук, доцент) составила первый вариант программы для заместителей деканов по воспитательной работе и кураторов студенческих групп «Воспитательная деятельность в вузе. Кураторство», С.Ю. Мосягиной составлена программа «Психолого-педагогическая подготовка для преподавателей высшей школы» для слушателей ФПК. Преподаватели кафедры читают лекции, проводят практические занятия с профессорско-преподавательским составом С(А)ФУ на высоком методическом уровне, используя активные формы работы с аудиторией – тренинги, игровые технологии, лекционно-практические занятия с использованием информационных технологий, видеолекции. Слушатели в отзывах о работе педагогов отмечают свободное владение материалом, логику изложения, умение заинтересовать аудиторию.

Преподавательский состав кафедры считает необходимым совершенствоваться, приобретать новые знания, умения, навыки, идти в ногу со временем. За последние 5 лет преподаватели повышали квалификацию в вузах России по направлениям: «Информационно-коммуникационные технологии», «Управление качеством образования», «Современные педагогические технологии», «Дидактика высшей школы: образовательные технологии в инновационном вузе».

Кафедра является инициатором работы по изучению в университете наследия М.В. Ломоносова. В связи с этим внедрен курс «Ломоносововедение», организуются малые Ломоносовские чтения, оборудована с учетом современных технических требований Ломоносовская аудитория.

Совместно с Фолькуниверситетом Швеции кафедра участвовала в создании Европейского колледжа, целью которого являлось развитие дополнительного образования взрослых на Северо-Западе России.

Коллектив кафедры полон творческих планов, открыт к сотрудничеству с коллегами. 

Дата изменения страницы 25.03.2011