Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

История кафедры

Эмблема кафедрыИстория кафедры началась в далёкие шестидесятые годы, когда развернулось дорожное строительство в области связанное со строительством федеральной дороги Москва — Архангельск (М-8). 

Специалистов практически не было, а выпускники столичных вузов надолго не задерживались на дорожных стройках области.

Приказом Минвуза РСФСР от 20 марта 1962 года на факультете промышленного и гражданского строительства (ПГС) при кафедре сухопутного транспорта леса АЛТИ была открыта подготовка инженеров по специальности «Автомобильные дороги». Организаторами курса были доцент Н. И. Скрипов и профессор Т. А. Гурьев

Первый приём студентов состоялся в сентябре 1962 года, которые в декабре 1967 года успешно защитили дипломные проекты. Преподавателями для первой группы были доцент Н. И. Скрипов, Т. А. Гурьев, Э. Д. Мартюшов, Б. В. Уваров, Р. Л. Коровкин, старший преподаватель — Б. А. Порядин, А. П. Елисеев. С первого выпуска и по сегодняшний день учит дорожников профессор В. А. Лукина. В разные годы на кафедре работали старший преподаватель Э. Я. Набатова, старший преподаватель Ю. Л. Лукин, доцент Р. В. Бейшер, ст. преп. Е. С. Буряк, старший преподаватель А. Г. Шевченко, активно помогали в учебном процессе сотрудники Архавтодора В. И. Бондаревский, С. А. Рогатых и другие.

Официально днём рождения кафедры автомобильных дорог считается 30 апреля 1974 года, когда в Минвузе РСФСР был подписан приказ № 197 о её создании на строительном факультете Архангельского лесотехнического института.

Основателем и первым заведующим стал профессор Тимофей Александрович Гурьев, который до 1990 г. возглавлял кафедру и до 1999 г. работал профессором. В этот период произошло становление и развитие кафедры, её преподавателями стали выпускники доц. А. П. Игнатьева, доц. Е. Г. Карзин, старшие преподаватели Г. В. Пономарёв, А. А. Волков, доцент Е. В. Ширшов, старший преподаватель Н. Г. Невзорова, позднее М. И. Майгур, А. С. Боровицкий, В. Г. Герасимов, Г. В. Дроздова. С 1990 по 2002 год кафедрой руководил доктор технических наук, профессор А. М. Кулижников, а с 2003 года кафедру возглавила профессор, кандидат технических наук В. А. Лукина, которая стояла у истоков организации курса подготовки инженеров — дорожников. 

Более 1500 специалистов — выпускников кафедры пополнили ряды дорожных строителей Архангельской, Ленинградской, Мурманской, Вологодской областей, Республики Коми и Карелии.

Специальность «Автомобильные дороги» в АЛТИ — АГТУ получили В. И. Калямин — бывший председатель областного Собрания, член Совета Федерации, руководивший управлением Архавтодора в течение 9 лет; П. П. Орлов — бывший заместитель мэра г. Архангельска, начальник Архавтодора; А. Ф. Верещагин — начальник Архавтодора; его заместители — С.И. Попов, Е. А. Лобанов; генеральный директор института Севдорпроект — С. А. Рогатых; диркетор ФГУ ДЭП № 211 — В. Д. Беляев; А. А. Ермолин — бывший заместитель председателя дорожного департамента Республики Коми; В. Г. Ласточкин — заместитель начальника учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области; В. А. Ноздрачев — директор ведущей инженерной фирмы «АКОР» в г. Вологда; С. А. Хенков — начальник отдела дорожного комитета Ленинградской области; А. Ф. Нечаев — руководитель «Севзапдорстрой»; В. Б. Сохин — руководитель «Дорстроймеханизация», и многие другие руководители дорожных организаций.

Для кафедры всегда характерно новаторство во всех делах, которое зародилось благодаря мощной энергии Заслуженного работника высшей школы проф. Т. А. Гурьева и поддерживалось Управлением «Архангельскавтодор».

Авторитет кафедры растёт не только успехами её выпускников, учебной работой, но и результатами научных исследований.

Основные этапы научно — исследовательской работы коллектива кафедры автомобильных дорог определялись требованиями времени, запросами Управления «Архангельскавтодор» и его поддержкой.

Первым научным направлением, сформировавшимся ещё на кафедре сухопутного транспорта леса были исследования водно-теплового режима грунтов земляного полотна, выполненные под руководством В. В. Щелкунова и Т. А. Гурьева. По результатам фундаментальных исследований на дороге М-8 (1965—1974 гг.) В. А. Лукиной в 1975 г. в ЛИСИ была защищена первая кандидатская диссертация по теме «Исследования водно-теплового режима грунтов земляного полотна автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием в условиях Архангельской области». Были разработаны рекомендации по уточнению норм проектирования земляного полотна с учетом региональных особенностей.

Выполненные работы по данной проблеме составили основу кандидатских диссертаций А. М. Кулижникова «Строительство автомобильных дорог на Севере Европейской части СССР с использованием в конструкциях земляного полотна теплоизолирующих слоев из отходов механической обработки древесины» (1982 г.); Е. В. Ширшова на тему «Строительство земляного полотна автомобильных дорог из грунтов повышенной влажности с вертикальными песчаными дренами» (1984 г.); А. М. Сажинова на тему «Конструирование и расчет земляного полотна автомобильных дорог с гидроизолирующими слоями в условиях Севера европейской части России» (1982 г.), и многих дипломных работ (В. Хайрузов, А. Верещагин, Г. Уткин, Н. Ружников, В. Михин, А. Кулижников, Т. Кулижникова и др.).

Другим научным направлением кафедры стало исследование местных материалов для дорожного строительства области. В начале 70-х годов выполнены работы по применению битумных эмульсий (Э. Я. Набатова), использованию таллового пека для укрепления известняков (доц. Р. В. Бейшер), применению известняков в дорожных конструкциях (Т. А. Гурьев). По этому направлению успешно работали Г. В. Пономарев, Е. Г. Карзин, который в 1985 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Приготовление полимербетонных смесей на основе теллового пека и их применение при строительстве автомобильных дорог на Северо-Западе РСФСР», получены авторские свидетельства, выполнены дипломные работы (П. П. Орлов, В. Н. Минин, Т. А. Богданова, Т. Ю. Лапина, В. И. Лоскутов и др.).

В 70-80-е годы в стране большое внимание уделялось дорогам внутри хозяйственного значения. В этот период защищена диссертация на соискание ученой степени канд. техн. наук А. П. Игнатьевой на тему «Исследование вопросов эффективности использования внутренних дорог животноводческих комплексов в различных дорожных условиях» (1979 г.).

В эти же годы кафедра стала в институте лидером по внедрению ЭВМ в учебный процесс на специальных кафедрах при выполнении курсовых и дипломных проектов. И здесь значительный вклад в разработку программного обеспечения, использование готовых пакетов программ внесли Б. В. Уваров, Ю. Л. Лукин, В. А. Лукина, а в более поздний период А. А. Волков, А. М. Кулижников.

В настоящее время нет ни одной дисциплины, при изучении которой не применялись бы персональные компьютеры. Это заслуга всех преподавателей кафедры, и в большей мере старшего преподавателя М. И. Майгура, старшего преподавателя Н. Г. Невзоровой, доцента А. П. Игнатьевой, ассистента А. С. Боровинского, старшего преподавателя Н. В. Беляевой.

Конец 80-х и начало 90-х, период перехода к рыночным отношениям, характеризуется развитием внедрения в учебный процесс кафедрой специальных дисциплин САПР-АД, АСУ, позднее — налогообложение, бухучет, менеджмент и другие, которые позволили готовить специалистов более высокого уровня.

В этот период формируется база данных по дорогам Архангельской области (руководитель А. М. Кулижников, В. А. Лукина), изучается история строительства автомобильных дорог в Северном Крае (А. М. Кулижников, А. П. Игнатьева). 

С середины 90-х годов под руководством проф. В. А. Лукиной проводится работа по диагностике федеральной дороги Москва — Архангельск, которая позволила: внедрить современные методы оценки технического состояния дороги с использованием видеодиагностики; обосновать сроки ограничения движения транспортных средств в весенний период с учетом природно-климатических особенностей нашего региона; подготовить многие дипломные работы по данной проблеме (О. Кейнонен, А. Репин, Е. Пономарев, Ю. Коптяева, Р. Гирфанова и другие).

В конце 90-х годов проф. Т. А. Гурьевым издано комплексное компьютеризованное учебное пособие по технологии возведения земляного полотна.

В этот же период было организовано обучение по специальности «Менеджмент городской транспортно-дорожной инфраструктуры»; первый выпуск составил 11 специалистов.

В 1991—1993 гг. при кафедре создано МП «Автострада» (директор А. М. Кулижников, главный инженер В. М. Гудухин). Сотрудники кафедры провели изыскания, разработали проект строительства автомобильной дороги Онега — Ворзогоры, выполнили паспортизацию внутрихозяйственных дорог области, внедрили технологию вспенивания битума на Емецком АБЗ, провели экспертизу нескольких проектов.

В 90-е годы установились творческие связи с университетом Оулу (Финляндия), Лулео (Швеция) и Германии, Нарвик колледжем (Норвегия), дорожниками штата Мэн (США) и др.

Проф. А. М. Кулижников выступал с докладами в Финляндии, Швеции, Италии, профессор В. А. Лукина и доцент А. П. Игнатьева — в Финляндии. В результате этого научные труды кафедры получили известность за рубежом. Лучшие студенты-дорожники прошли практику и стажировку в Финляндии и Германии.

В 1998 годы в МАДИ-ГТУ состоялась защита диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук А. М. Кулижниковым на тему «Комплексное проектирование автомобильных дорог на основе пространственного моделирования» (на примере Европейского Севера России)», кафедра завоевала приоритет по внедрению новых георадатных технологий в дорожной отрасли региона. В АГТУ была открыта аспирантура по специальности «Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей» и в 2001 г. защищена выпускницей кафедры — О. В. Канжиной диссертация на тему «Совершенствование методики инженерных изысканий линейных объектов дорожного строительства».

По новому направлению были подготовлены дипломные работы (А. Уемлянин, 1996; Д. Применко, А. Рашев, 2000; М. Шабашова, 2001; А. Едемский, 2002 и другие), проведены международные конференции и семинары по проблемам «Особенности строительства автомобильных дорог на Европейском Севере» с участием ученых Финляндии (1995), «Реконструкция и ремонт транспортных сооружений в климатических условиях Севера» с участием норвежских специалистов (1999), по новым технологиям «Георадаты, дороги — 2002», где приняли участие более 40 организаций России, Швеции, Эстонии.

С 1986 года проф. Т. А. Гурьевым организована целевая интенсивная подготовка специалистов (ЦИПС) и кафедра работает по заявкам заказчиков, ведущим из которых является управление автомобильных дорог по Архангельской области.

Подготовлены инженеры с востребованными специальностями: пользователи САПР-АД (система автоматизированного проектирования автомобильных дорог), менеджмент городской транспортно-дорожной инфраструктуры, экономика дорожной отрасли, менеджмент дорожного строительства.

Юбилейный для кафедры 2004 год ознаменовался первым выпуском новой специализации — «Геоинформационные системы в дорожной отрасли» (ГИС). Уровень подготовки в области ГИС-технологий: пользователь, менеджер ГИС-проекта, это свидетельство совершенного владения программным обеспечением Mapinfo Professional, Географ/GeoDraw.

Ежегодно проводится встреча выпускников с работодателями многих дорожных организаций («Архангельскавтодор» и его подразделения, «Севдорпроект», «Земкадастр», «Дорстроймеханизация», «Севзапдорстрой», «Севдорстройсервис», «Ремикс» и др.), с которыми установились добрые, тесные, творческие связи, где работают наши выпускники.

Сегодня кафедра автомобильных дорог — одно из немногих университетских подразделений, имеющих заказы — объемы хоздоговорных работ для проведения научных исследований, связанных с особенностями проектирования автомобильных дорог в условиях Северо-Запада России, с диагностикой состояния автомобильных дорог, применением новых строительных материалов, проектированием сметных норм на новые технологии в дорожном строительстве при использовании зарубежной техники, повышением безопасности движения на дорогах города и области.

Транспортная сеть территориальных дорог в области составляет более 8350 км, для ликвидации бездорожья необходимо построить столько же. Содержать и строить автомобильные дороги — нужны специалисты, значит работы для кафедры и дорожников — непочатый край, хотя в 2004 (юбилейном году университета) сделан уже 38 выпуск по специальности 291000, и подготовлено кафедрой 1600 инженеров-дорожников.

Коллектив кафедры решает вопросы трудоустройства молодых специалистов.

Дата изменения страницы 16.06.2011