Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Учебные дисциплины по направлению подготовки "Журналистика"

Профессиональное ориентирование знакомит первокурсников с журналистской профессией, ее историей, спецификой, ролью в обществе, условиями труда. Студенты также изучают историю и систему журналистского образования, формы учебной работы, правила рациональной организации труда, методы развития творческой личности.

Журналистика как социокультурный феномен дает первокурсникам представление о сущности и функциях журналистики, ее месте в социально-культурном пространстве, роли в конструировании социальной реальности. Изучаются типологические модели СМИ современной России, зарождение и развитие теорий журналистики, основы антропологии и аксиологии журналистики, механизмы взаимодействия журналистики с общественным мнением.

В рамках курсов Академическое чтение и письмо в 1, 3 и 5 семестрах происходит адаптирование принципов риторики и культуры речи к различным языковым ситуациям в академическом письме; совершенствование техники письма и чтения; формирование умений стилистически грамотно выстраивать предложения и употреблять слова; у студентов формируется система ориентирующих знаний о литературе Европы от античности до современности и фрагментарное представление о литературе других регионов мира; студенты овладевают навыками самостоятельного исследования произведения отечественной литературы в единстве его содержания и формы, поэтики и проблематики.

Информационно-коммуникационное пространство современного общества формирует у студентов первого курса знание информационно-коммуникационных процессов и проблем, характеризующих современное общество; обеспечивает понимание фундаментальных основ жизнедеятельности обществ, насыщенных медиа; механизмов организации и самоорганизации социума в условиях коммуникационного изобилия; формирует знание функциональных особенностей различных медийных структур, каналов, платформ; дает понимание позиций журналистики в глобальном социоинформационном пространстве.

Основы журналистской деятельности — базовый курс, помогающий студентам приобрести основные профессиональные компетенции: разрабатывать концепцию СМИ, планировать работу редакции, ориентироваться в информационной среде, оперативно находить необходимые источники информации, владеть навыками подготовки материалов в различных жанрах, владеть технологиями интерактивного общения с аудиторией. Знания и навыки, полученные студентами в результате изучения курса, выступают в качестве основы для профессионально-творческих практикумов, учебной и производственных практик.

История отечественной журналистики изучается на втором и третьем курсе бакалавриата, ее назначение — сформировать знание политико-культурных и социальных предпосылок, исторических периодов развития и самоутверждения журналистики и СМИ. Пресса царской, императорской, буржуазно-демократической, советской, постсоветской России содержит обширный материал для осмысления условий, в которых функционируют СМИ XXI века.

Региональная журналистика является частью профессионально-исторической подготовки журналистов. Задачи курса: показать значение региональной журналистики в культурном наследии прошлого, ее роль в идейно-политической и литературной борьбе разных эпох, достижения в системе национального просвещения и в социально-политической, культурной жизни региона; познакомить студентов с деятельностью и литературным мастерством выдающихся северных публицистов, раскрывая закономерности развития отечественной печати, освещая направление и содержание важнейших периодических изданий XVIII — XX веков, историю развития газетно-журнальной периодики, информационных агентств, радиовещания, телевидения как единой системы национальных СМИ.

История зарубежной журналистики — студенты 1 и 2 узнают об истории журналистики Европы и США, Азии и Африки от истоков (Античности) до современности, окунутся в мир революционной печати, «войны памфлетов», «новой журналистики» и публицистики, узнают о борьбе за свободу слова и о национальных особенностях журналистики разных стран.

Современные зарубежные СМИ, включая прессу Баренц-региона — студенты выпускного курса изучают тенденции в журналистике стран Северной Европы, США, Франции, Германии, Великобритании, Италии и Испании, Китая и Японии, а также о попытках зарубежных массмедиа выжить в цифровом мире.

Основы коммуникативной культуры подразумевает подготовку студентов к успешной профессиональной деятельности, важной составной частью которой является высокая речевая и поведенческая культура журналиста. В центре внимания находятся нормативность, коммуникативные качества и этическая сторона устной и письменной речи журналиста.

Современные СМИ в контексте коммуникативных технологий дает представление о современных СМИ в контексте глобального информационного пространства, о новых инструментах сторителлинга, учит работать в сетевых СМИ, вести авторские проекты и блоги. Знакомит с правовыми и этическими аспектами блогосферы. Студенты приобретают навыки сбора информации, поиска новых поворотов в обыденных сюжетах, знакомятся с особенностями жанра «репортаж».

Правовые и этические основы журналистики — одна из основных дисциплин в обучении журналистов. Знание своих прав и обязанностей, законодательства в целом формируют правовую и профессиональную культуру, позволяют российским журналистами и редакциям отстаивать свои интересы, опираясь на юридические нормы. В праве СМИ особенно подробно развита прагматическая, рецептурная составляющая (как журналистам получить доступ к информации, как избежать нарушения прав других людей и т. п.), поэтому дисциплина может стать пособием по «юридической технике безопасности» для журналистов. Знание норм профессиональной этики журналиста позволяет формировать у будущих журналистов способности к самостоятельной профессионально-нравственной ориентации в этически сложных ситуациях, в рамках которых функционируют современные российские СМИ.

Техника и организация выпуска СМИ излагает базовые технологии, знакомит студентов с важнейшими историческими этапами развития техники печати, телевидения и радиовещания, с современным оборудованием, программными средствами и оптимальным взаимодействием между ними, выявляет взаимосвязь качества журналистской продукции с компьютерными технологиями подготовки изданий, теле- и радиопередач, показать влияние новейших технологий на оперативность выхода СМИ. В условиях широкого использования компьютерно-информационных технологий большое значение имеет изучение особенностей технической базы газет, радио и телевидения, так как производственные процессы в значительной мере определяют качество и сроки подготовки изданий, радио- и телепередач, а также эффективность журналистского труда.

Проблемы информационной безопасности изучаются на четвертом курсе бакалавриата. Манипулирование общественным мнением? Психологическая война? Информационная война и информационные операции? Кибервойны? На занятиях рассматриваются эти и многие другие вопросы, связанные с информационной составляющей безопасности.

Научно-популярная журналистика предполагает широкое и глубокое знание истории мировой науки, вырабатывает у студентов представление о том, что научное знание определяет развитие человечества, а также понимание важности научно-популярной журналистики в современном медиапространстве, особенно её миссии в формировании уважительного отношения общества к научному знанию. Курс состоит из двух разделов, включающих изучение основных этапов развития науки, и ее популяризации средствами журналистики.

Конвергентная журналистика — изучение структуры работы конвергентной редакции, специфики новых «on-line» форматов и новых каналов доставки контента, особенности производства мультимедийных информационных продуктов.

Журналистика и культура общества — учебная дисциплина профессионального цикла дает представление о культуроформирующих функциях журналистики, об особенностях работы журналиста, специализирующегося на освещении вопросов культуры и искусства в печатных и электронных СМИ.

Корпоративная журналистика знакомит студентов со спецификой корпоративных изданий, с особенностями их редакционной политики и работы журналиста в корпоративном издании, с основными тенденциями развития корпоративной прессы.

Правовая журналистика знакомит с особенностями криминальной и судебной журналистики как проблемно-тематической профессиональной специализации в современных СМИ; рассматриваются тематика и жанры правовых публикаций и передач; специфика взаимодействия СМИ и правоохранительных органов; ценностные и поведенческие аспекты правовой культуры журналиста и профессиональные требования к журналисту, пишущему на правовые темы.

Логическая культура журналиста знакомит с формальной логикой как наукой о структуре мышления и формах выводного знания, играющей важную роль в осмыслении журналистом окружающей актуальной действительности; студенты постигают содержание законов логики, изучают особенности таких форм мышления как понятия, суждения, умозаключения. Изучают индуктивные, традуктивные и дедуктивные методы получения выводного знания, характер их применения в современной журналистике. Осваивают требования логики к аргументации, тезисам, демонстрации в построении доказательного рассуждения и применения его в журналистских текстах.

Политическая культура журналиста — курс предназначен дать будущим сотрудникам СМИ представление о традициях отечественной политической журналистики, функциях политической информации, ее источниках, принципах деятельности субъектов политической жизни; студенты изучают предметные, функциональные и профессиональные особенности политической журналистики на разных этапах ее развития; роль СМИ в определении, формулировании и постановке политических проблем, поиске политических решений.

Конфликтология СМИ учит студентов разрешать возникающие в журналистской деятельности конфликты в соответствии с их конструктивной функцией, а также освещать конфликтные ситуации в соответствии с идеальной моделью информационного сопровождения конфликтов и с использованием объяснительного и поведенческого методов. Знание конфликтологии СМИ помогает журналистам повышать свою конфликтологическую компетентность, формирует конфликтоустойчивость, воспитывает толерантность в целях конструктивного поведения в профессиональной деятельности, минимизирует деструктивное воздействие на массовую аудиторию конфликтных публикаций и передач.

Деловая журналистика предоставляет теоретические и практические знания о деловой журналистике, её типологии, целях и задачах, основных методиках работы с текстом, технологиях получения, обработки и верификации полученной информации, создает теоретические и методологические предпосылки для разностороннего изучения современной деловой журналистики как части системы массовых коммуникаций.

Теория и практика редактирования текстов СМИ знакомит студентов третьего курса с основами редакторского процесса, дает им представление о прохождении рукописи в издательстве с момента включения ее в план издания до получения тиража готового издания. Студенты обучаются редакторскому анализу рукописи, составлению внутренних рабочих рецензий и овладевают основами редактирования текста и корректуры, получают знания в области теории и практики подготовки различных печатных изданий.

Основы издательского дела — студенты изучают организацию издательского дела, структуру и деятельность современного издательства; дисциплина дает знание основных стандартов издательского дела, содержания основных этапов редакционно-издательского и полиграфического процессов; студенты приобретают навыки оформления выходных сведений для печатных и электронных изданий, разработки оформления книг, журналов, газет, и др. видов печатной продукции.

Основы рекламы и PR — это знакомство студентов специальности «журналистика» с первичными основами рекламного дела, с историей возникновения рекламной и PR-деятельности, а также с комплексом проблем современной рекламы. У студентов формируются представления о специфике производства и распространения рекламы при помощи СМИ, о разнообразии стилевых и жанровых, изобразительных компонентов рекламы, об особенностях организации и проведения кампаний в сфере связей с общественностью.

Бытовая и семейная проблематика СМИ — ознакомление студентов четвертого курса со спецификой детских, молодежных, женских изданий, особенностями их редакционной политики и работы в них журналистов, изучение основных жанров, тематики, форм подачи материала. Студенты должны научиться адекватно и точно отражать реальную проблемность социальной практики, постоянно фиксируемую обществом, в частности, семейно-бытовые проблемы.

Литературно-художественная критика в СМИ призвана сформировать представление о роли СМИ в распространении знания о продуктах художественной культуры, о месте художественной критики в информационной модели медиа, об особенностях взаимодействия критики с культурно-просветительской журналистикой. Дисциплина ориентирована на формирование у студентов знания о методологической культуре профессионального критика, на развитие умений и навыков критического анализа и предъявления результатов критической рефлексии в СМИ различных типов.

Медиапсихология дает основы психологии личности, познавательных и творческих процессов, межличностного и межгруппового общения; учит базироваться на этих знаниях в коллективной редакционной и индивидуальной журналистской работе.

Социология журналистики знакомит будущих журналистов с проблематикой социологии журналистики, социологическими подходами к функционированию СМИ, изучением и оценкой практики их деятельности, результатами социологических исследований печати, телевидения, радио, интернет-СМИ, направлениями их практического использования в профессиональных целях.

Дизайн периодических изданий — это изучение всех составляющих верстки и оформления печатных периодических изданий, их технической базы и организации производства с использованием компьютерной техники, переработки текстовой и изобразительной информации на разных стадиях подготовки и выпуска продукции.

Специфика работы в журнальной периодике дает студентам знание типологических особенностей и структурно-функциональной специфики журнала как циклического аналитического издания; формирует знание методологии редакторской и авторско-творческой работы в журнале, обеспечивает понимание стандартов качества подготовки публицистического текста, соответствующего информационной модели журнального издания; развивает умения и навыки научного анализа профессионального мастерства отечественных журналистов.

Социальная журналистика — изучение особенностей современной социальной журналистики, понимание ее роли в развитии общества. Студенты получают навыки профессиональных выступлений в жанрах социальной журналистики и анализа журналистских материалов данного тематического направления.

Современные пресс-службы — студенты получают представление о специфике работы в пресс-службе, знания в области информационной работы государственных учреждений со СМИ и общественностью, пропаганды ими своих целей и решений, организации публичных акций, работающих на положительный имидж учреждения.

Экономика и менеджмент СМИ формирует у студентов общие представления о принципах экономического функционирования СМИ. Задачи изучения дисциплины: дать знания о современном состоянии медиаиндустрии в России и за рубежом; показать ключевые законы медиаэкономики; дать студентам понимание экономических особенностей различных сегментов рынка СМИ (газетного, журнального, радио, телевидения, онлайновых СМИ), основных видах медиапредприятий и моделях их развития, специфических особенностях медиаменеджмента.

Проблематика современной российской прессы дает представление о тематике традиционных и новых медиа, о специфике освещения политических, экономических, бытовых, культурных явлений в печатных, аудиовизуальных и интернет-СМИ с помощью углубленного изучения некоторых сегментов социальной практики.

Радио в системе современных массовых коммуникаций дает студентам основы знаний о радиожурналистике, специфике профессии радиожурналиста, представление о жанровом разнообразии радиоэфира, системах жанровых классификаций и особенностями подготовки материалов в разных жанрах.

Технология создания телепередачи, подобно предыдущему курсу, является практикоориентированным, поэтому одной из главных задач можно считать помощь студентам найти своё место в процессе создания радио- и телепрограмм самого разного формата.

Дисциплины Медиапрактикум, Профессионально-творческий практикум, Основы журналистского мастерства. Работа в творческих студиях направлены на получение студентами практических навыков работы в информационных жанрах журналистики (новость, пресс-релиз, репортаж, интервью, комментарий), в аналитических жанрах (корреспонденция, статья, рецензия, расследование), а также в художественно-публицистических жанрах журналистики; на развитие умений и навыков анализа профессионального мастерства отечественных журналистов по освещению политических, экономических, бытовых, культурных явлений в печатных, аудиовизуальных и интернет-СМИ.

Кафедра предлагает студентам четвертого курса направлений подготовки «Культурология», «Социология» и «Философия» возможность получения дополнительного профиля «Журналистика», который включает следующие учебные курсы: Система каналов массовой информации, Технологии журналистской деятельности, Проблематика современных СМИ, Профессионально-творческий практикум, Основы рекламы и PR в СМИ.

Дата изменения страницы 25.01.2016