Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Реклама и связи с общественностью

42.03.01 Реклама и связи с общественностью

Лицензия на ведение образовательной деятельности по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью была получена в 2010 году. Первый набор на очную форму обучения был сделан в 2011 году. В 2012 году открыта по данному направлению заочная форма обучения на базе полного среднего и среднего профессионального образования. Направление подготовки бакалавров «Реклама и связи с общественностью» динамично развивается: сегодня рекламе и PR по очной и заочной форме обучается более 150 человек, поступивших к нам за 4 года осуществления набора.

Сетевая программа обучения

В 2013 году начала проводиться подготовительная работа, а в 2014 году был осуществлен набор на сетевую образовательную программу подготовки бакалавров «Реклама и связи с общественностью», которую Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова совместно реализует с двумя федеральными университетами: Балтийским федеральным университетом имени И. Канта и Северо-Восточным федеральным университетом. На основе заключенного между тремя вузами договора студенты смогут изучать общие дисциплины с одинаковым количеством зачетных единиц в любом из университетов. 
Подготовка к лицензированию, разработка основной образовательной программы, сетевой образовательной программы, открытие очной, заочной и заочной сокращенной формы обучения были осуществлены доцентом Вотинцевой Ольгой Николаевной, курирующей учебную, научную и воспитательную работу со студентами, методическое обеспечение программы.

Структура основной образовательной программы

Студенты изучают методы создания и поддержания имиджа фирмы, планирования и проведения PR-кампаний, налаживания эффективных коммуникаций между организацией и обществом, методы создания печатной и аудиовизуальной рекламы, рекламы в Интернет, учатся разрабатывать рекламную политику компании, формировать общественное мнение по отношению к производимому товару или услуге. С этой целью им преподают следующие актуальные в современной практике рекламы и PR дисциплины:

  • Имиджелогия;
  • Деловое общение;
  • Информационная политика;
  • Информационное обеспечение рекламной и PR-деятельности (новейшие информационно-коммуникационные технологии, используемые при создании рекламных продуктов, реализации PR-кампаний);
  • Социология массовых коммуникаций (социологические методы исследования мнения представителей целевых групп общественности);
  • Психология массовых коммуникаций (воздействие рекламы на потребителя, поведение потребителя рекламного продукта);
  • Основы связей с общественностью (принципы создания PR-текстов, планирование и проведение PR -кампаний, технологии медиарилейшнз и специальные PR-мероприятия, консалтинг в сфере связей с общественностью);
  • Теория и практика рекламы (виды и формы рекламы, основы конструирования рекламы, эффективность рекламы);
  • Теория и практика массовой информации (основы журналистики, система СМИ как каналов для продвижения рекламы и PR-продуктов, журналистские тексты в отличие от PR-текстов);
  • Основы менеджмента (основы управления PR — структурами и структурами по медиарилейшнз);
  • Бизнес-планирование
  • Организация работы отделов рекламы и связей с общественностью;
  • Основы маркетинга (большое внимание уделяется брендингу, управлению брендами, PR-продвижению брендов и торговых марок, интегрированным маркетинговым коммуникациям);
  • Маркетинговые исследования и ситуационный анализ;
  • Конструирование рекламы продуктов и услуг организаций;
  • Связи с общественностью в бизнесе;
  • Связи с общественностью в политике;
  • Связи с общественностью в государственном управлении;
  • История рекламы;
  • История связей с общественностью;
  • Правовые и этические основы рекламной и PR-деятельности;
  • Теория коммуникации;
  • Реклама в печатных и электронных СМИ;
  • Реклама на радио и телевидении;
  • Реклама и связи с общественностью в некоммерческих организациях;
  • Филологическое обеспечение PR — деятельности (спичрайтинг);
  • Основы медиапланирования
  • Копирайтинг
  • Основы планирования рекламной и PR — деятельности (project management) и др.
Изучение иностранного языка

В связи с необходимостью участия студентов в академической мобильности большое значение в программе уделено иностранному языку, который изучается на протяжении 4 лет: на втором курсе заканчивается изучение основного курса, на 3,4 курсах студентам предлагаются специальные курсы «PR-тексты на иностранном языке», «Рекламные тексты на иностранном языке».

Практики

Реклама и связи с общественностью — практико-ориентированное направление подготовки. В связи с этим практике в учебном процессе придано большое значение. 
В 2011 году на этапе подготовки студентов к первой учебно-ознакомительной практике в рекламных агентствах, структурах были заключены договоры с ведущими представителями рекламного бизнеса г. Архангельска, Нарьян-Мара, Вологодской области, г. Санкт-Петербурга и др.: РА «БОСС», ООО «Первое рекламное агентство», ОМ-Медиа, РА «Факел», РА «Графика», КБР «Твой», РА «Сигнал-М», РА «Пресс-принт», ООО «Авего+" и т. д. С каждым годом число заключенных договоров увеличивается. Вторую учебно-ознакомительную практику студенты проходят в рамках заключенных университетом договоров в службах, отделах, агентствах по связям с общественностью, пресс-службах органов власти, бизнеса. Местами практики традиционно являются правительство области, мэрия г. Архангельска, областное собрание депутатов, ОАО «Нордавиа-региональные линии», АЦБК, пресс-службы УССП, МЧС, МВД и др. 
На третьем курсе в ходе производственной практики студенты самостоятельно производят рекламные продукты, планируют рекламные кампании и кампании по связям с общественностью. 

В ходе преддипломной практики осуществляется сбор материала для дипломной работы и его анализ. 
С ноября 2013 года стало традиционным проведение семинара «Взаимодействие университета и работодателя в ходе организации и проведения практики», на котором награждаются студенты за лучшую практику, заслушиваются отзывы руководителей от предприятий о работе студентов, обсуждаются проблемные вопросы, связанные с подготовкой бакалавров для данной отрасли.

Профессорско-преподавательский состав

Преподавание дисциплин профессионального цикла осуществляется штатными преподавателями кафедры журналистики: доктором политических наук, зав. кафедрой Третьяковой Ольгой Владимировной (Правовые и этические основы рекламной и PR — деятельности), доцентом Столяровой Еленой Владимировной (Теория коммуникации), защитившей кандидатскую диссертацию по теме «Коммуникационная направленность текстов политической рекламы», доцентом Вотинцевой Ольгой Николаевной (Основы связей с общественностью, Информационная политика, Деловое общение), выполняющей докторскую диссертацию «Региональная информационная политика в процессах модернизации системы государственного управления» в высшей школе журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, кандидатом наук, доцентом Варакиным Владимиром Сергеевичем (Теория и практика массовой информации), кандидатом политических наук, доцентом Авдониной Натальей Сергеевной (Рекламные и PR — тексты на иностранном языке), кандидатом наук, старшим преподавателем Ляховой Яной Юрьевной (Медиапланирование), старшим преподавателем Дубенковой Мариной Викторовной, имеющей большой опыт работы в рекламном бизнесе (Теория и практика рекламы, реклама и связи с общественностью в некоммерческих организациях, копирайтинг, имиджелогия, производственная практика).

К преподаванию основ менеджмента, маркетинга, маркетинговых исследований, бизнес-планирования привлекаются преподаватели профильных кафедр Высшей школы экономики С(А)ФУ.

Дисциплину «Социология массовых коммуникаций» читает кандидат наук, доцент кафедры политологии и социологии С(А)ФУ Верещагин Илья Федорович.

Преподавание дисциплин «Связи с общественностью в государственном управлении», «Связи с общественностью и реклама в политике» осуществляется кандидатом наук, старшим преподавателем кафедры государственного и муниципального управления Лагуновой Светланой Владимировной.

К преподаванию «отраслевых» дисциплин (связи с общественностью в бизнесе, конструирование рекламы продуктов и услуг организации, информационное обеспечение рекламной и PR-деятельности, реклама в печатных и электронных СМИ, основы планирования рекламной и PR — деятельности, организация работы отделов рекламы и связей с общественностью) привлекаются в качестве совместителей специалисты-практики, имеющие высокую квалификацию и большой опыт работы в сфере рекламы и связей с общественностью, СМИ: Смирнова Лариса Гайсовна, ведущий эксперт главного управления банка России по Архангельской области, Калыгин Сергей Петрович, владелец рекламного агентства и др., Кожемякин Николай Вячеславович, руководитель рекламного агентства, Исупов Дмитрий Юрьевич, заместитель генерального директора по рекламе и связям с общественностью ТФ «Морсервис».

Важное место в обучении студентов занимает дисциплина «Психология массовых коммуникаций», преподавание которой осуществляет кандидат психологических наук, доцент Прохорова Ирина Федоровна, имеющая научный интерес в области психологии воздействия.

Историю рекламы и историю связей с общественностью студентам преподает Шурупова Елена Евгеньевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории.

В рамках сотрудничества с кафедрой связей с общественностью в бизнесе Санкт-Петербургского государственного университета вторая часть курса «Основы связей с общественностью (Текстология PR)» читалась в 2012–13 уч. гг. доктором социологических наук, профессором, зав. кафедрой Гаврой Дмитрием Петровичем, одним из известнейших в России и зарубежом специалистов по PR.

Преподаватели ведут активную научную деятельность в сфере исследования рекламы и PR, результатом которой являются монографии, изданные в зарубежных издательствах (Вотинцева О.Н.), учебные пособия (Дубенкова М.В.), статьи в изданиях по перечню ВАК, публикации, имеющие индекс цитирования в РИНЦ (Вотинцева О.Н.), доклады на конференциях разных уровней (Вотинцева О.Н., Дубенкова М.В.), поддержанные российскими фондами заявки на гранты (Вотинцева О.Н.). 

Научная и конкурсная деятельность студентов

С 2013 года ежегодно проводится всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «Реклама и PR в системе коммуникаций», на которой студенты представляют доклады по результатам исследований в курсовых, выпускных квалификационных работах. По итогам конференции издается сборник научных трудов. Постоянно студенты публикуются в сборниках всероссийских и международных конференций как самостоятельно, так и совместно с преподавателями. 

Студенты также принимают участие в конференциях, организованных другими вузами страны, традиционно участвуют в международных и всероссийских конкурсах работ в области рекламы и PR (МАСС-МЕДИА ПЕРСПЕКТИВА (СПБГУ), ПЕРСПЕКТИВА (Забайкальский государственный университет), Конкурс рекламы федеральных университетов (БФУ), региональный конкурс социальной рекламы УФССП по Архангельской области и др.).

Студенты направления вовлекаются в грантовую деятельность преподавателей. В 2011 году они стали участниками региональной научно-практической конференции «Региональная журналистика в формировании культурных ценностей современной России», которая проводилась на средства гранта РГНФ и правительства Архангельской области (руководитель проекта — Вотинцева О.Н.). В ходе пленарного заседания ими были заслушаны доклады профессора кафедр теории журналистики Корконосенко С.Г., профессора кафедры связей с общественностью Гавры Дмитрия Петровича. 
Студенты имеют возможность очно участвовать в международных летних школах по рекламе и PR (2014 г. — БФУ им. И.Канта, г. Калининград), всероссийских медиафорумах.

Направление подготовки бакалавров 42.03.01 Реклама и связи с общественностью является самым молодым в институте социально-гуманитарных и политических наук С(А)ФУ, динамично развивающимся.

О. Н. Вотинцева, доцент кафедры журналистики

Дата изменения страницы 02.02.2016