Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Новости института педагогики и психологии

15.10.2012
Итоги круглого стола «Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи»

Видеосюжет

«Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» под таким названием 11 октября 2012 года состоялся круглый стол на базе Института педагогики и психологии САФУ имени М.В. Ломоносова, организованный муниципальным учреждением культуры муниципального образования «Город Архангельск» «Централизованная библиотечная система», кафедрой педагогики начального образования и социальной педагогики Института педагогики и психологии, кафедрой международного права и сравнительного правоведения Юридического института САФУ имени М.В. Ломоносова совместно с отделом религиозного образования и катехизации Архангельской и Холмогорской епархии.

Целью круглого стола стало создание дискуссионной площадки по актуальным проблемам духовно-нравственного воспитания детей, привлечение внимания общественности к проблемам духовно-нравственного оздоровления молодежи.

Более ста человек приняли участие в круглом столе, среди них: педагоги школ, дошкольных учреждений, специалисты учреждений социокультурной сферы, преподаватели и студенты вузов, юристы, представители органов исполнительной власти, общественных организаций и т.д.

Открывая круглый стол, ведущая Галина Новикова отметила, что духовно-нравственные начала — это базовые, сущностные характеристики личности человека. Поэтому вопросы духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения, его воспитания должны осознаваться государством и обществом как центральные в системе задач всех социальных институтов воспитания.

С приветственными словами к участникам и гостям обратились: Ирина Сковородкина, директор Института педагогики и психологии САФУ имени М.В. Ломоносова; Елена Молчанова, начальник отдела дошкольного, общего и дополнительного образования Министерства образования и науки Архангельской области; Алексей Губкин, заместитель директора по связям с общественностью Регионального центра Сети «КонсультантПлюс» по Архангельской области, которые отметили актуальность проводимого мероприятия.

Доклады выступающих несли не только информационную, но и практическую ценность для всех участников круглого стола.

Елена Молчанова, начальник отдела дошкольного, общего и дополнительного образования Министерства образования и науки Архангельской области, рассказала об опыте и перспективах развития духовно-нравственного воспитания детей в системе образования Архангельской области

О деятельности министерства по делам молодежи и спорту Архангельской области в сфере формирования системы ценностей молодежи доложил Валерий Стрижаков, специалист министерства. Так как в настоящее время все большее значение приобретает формирование духовно-нравственного здоровья и воспитания духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения, участникам круглого стола было интересно, какие мероприятия по оздоровление молодежи проводятся министерством, исключая профессиональный спорт.

Иерей Артемий Ведерников, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Архангельской и Холмогорской епархии, отметил роль православных педагогов в контексте духовно-нравственного воспитания и необходимость возрождения духовных основ образования.

Сегодня в Русской Православной Церкви накоплен немалый опыт социальной деятельности, направленной на воспитание положительных духовно-нравственных качеств личности, укрепление семьи, профилактику социальных отклонений и криминальных поступков, поощрение милосердных деяний и благотворительности, оказание социальной поддержки семьям, детям, людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Поэтому надо шире использовать авторитет Русской Православной Церкви, ее интеллектуальные, информационные и воспитательные ресурсы для формирования благотворной социокультурной среды, благоприятного духовно-нравственного климата в обществе.

В своем докладе Елена Чувакова, заместитель руководителя отдела религиозного образования и катехизации Архангельской и Холмогорской епархии, обозначила проблемы взаимодействия Церкви и государства в сфере образования. Безусловно, создание благоприятных условий для духовно-нравственного здоровья семьи, детей и молодежи может быть обеспечено только общими усилиями государственных и муниципальных структур, общественных организаций, Русской Православной Церкви.

Интересны были доклады Тамары Зайцевой, руководителя экспериментальной площадки школы № 9, Натальи Львовой, учителя основ православной культуры школы № 5, Любови Горбуновой, педагога детской школы народных ремесел, которые поделились опытом работы по духовно-нравственному воспитанию детей и обозначили ряд проблемных зон при реализации данного направления. В дискуссии участники круглого стола отметили необходимость тщательного подбора педагогических кадров для ведения курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Очень трогательный доклад представили специалисты специализированного дома ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики Светлана Петрова и Екатерина Чебыкина, в котором подробно рассказали о работе с воспитанниками дома ребенка по духовно-нравственному воспитанию и просвещению. Не остался без внимания и проблемный вопрос, связанный с отсутствием автобуса для перевозки детей. В настоящее время сотрудникам дома ребенка для доставки детей на мероприятия приходится использовать обычные прогулочные коляски.

Светлана Борисова, заместитель директора по работе с детьми муниципального учреждения культуры муниципального образования «Город Архангельск» «Централизованная библиотечная система», рассказала о духовно-нравственном воспитании детей и подростков в современной библиотечной среде. Светлана Борисова отметила, что духовно-нравственное воспитание является процессом, который способствует формированию нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. Сегодня в руках библиотекаря находится уникальный воспитательный ресурс — универсальные книжные фонды. Главная задача библиотек состоит в создании социокультурного пространства, чтобы личность могла действовать в позитивном и созидательном плане, сделать собственный выбор между добром и злом, хорошим и плохим.

О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, как факторе создания благополучной нравственной среды доложил Иван Савельев, заведующий кафедрой международного права и сравнительного правоведения, и Мария Павшинская, старший преподаватель кафедры международного права и сравнительного правоведения Юридического института САФУ имени М.В. Ломоносова. В своем выступлении они проанализировали отечественное законодательство в области защиты прав детей от информации, причиняющей вред здоровью (его становление и современное состояние), а также практику зарубежных государств в регулировании данных правоотношений.

В рамках свободного микрофона каждый желающий имел возможность поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию.

По окончанию круглого стола были подведены общие итоги и принята следующая резолюция.

Резолюция

по итогам круглого стола «Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи»

г. Архангельск «11» октября 2012 г.

Организаторы круглого стола: 

Муниципальное учреждение культуры муниципального образования «Город Архангельск» «Централизованная библиотечная система», кафедра педагогики начального образования и социальной педагогики Института педагогики и психологии, кафедра международного права и сравнительного правоведения Юридического института Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова, отдел религиозного образования и катехизации Архангельской и Холмогорской епархии

В круглом столе приняли участие сотрудники следующих организаций, учреждений: 

Муниципальное учреждение культуры муниципального образования «Город Архангельск» «Централизованная библиотечная система», Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, отдел религиозного образования и катехизации Архангельской и Холмогорской епархии, Храм Александра Невского, Храм Святого Мартина Исповедника, ГБСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко», ГБУ СОН АО «Социальный КЦ», МБУ «ЦЗПН «Душа», ПУ № 26, МОУ «Новодвинская гимназия», АОНБ им. Н. А. Добролюбова, МБОУ «ОГ № 3»,МБОУ «СОШ № 1», МБОУ «СОШ № 4», МБОУ «ОГ № 6», МБОУ «СОШ № 9», МБОУ «СОШ № 11», МБОУ «СОШ № 12», МБОУ «СОШ № 14» МБОУ «СОШ № 17», МБОУ «СОШ № 20», МБОУ «ОГ № 24», МБОУ «СОШ «26», МБОУ «СОШ № 35», МБОУ «СОШ № 36», МБОУ «СОШ № 37», МБОУ «СОШ № 54», МБОУ «СОШ № 55 имени А. И. Анощенкова», МБОУ «СОШ № 50, МБОУ «МБОУ «СОШ № 73», МБОУ «СОШ № 82», МБОУ «СОШ № 95», МБДОУ № 116, МБОУ «НШДС № 77», ГБУЗ АО «Специализированный дом ребенка для детей с поражением ЦНС и нарушением психики», ГБОУ ДОД АО «Детская школа народных ремесел», специалист по делам с молодежью (г. Тюмень), ООО «Консультант Плюс Архангельск», отдел дошкольного, общего и дополнительного образования Министерства образования и науки Архангельской области, отдел по делам молодежи Министерства по делам молодежи и спорту Архангельской области и т. д.

Всего в работе круглого стола приняло участие более ста человек.

В рамках круглого стола было сделано 11 докладов, в результате их обсуждения принята следующая резолюция:

1. Основные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи:

  • Наличие у подрастающего поколения таких негативных явлений, как: эгоизм, вседозволенность, неуважительное отношение к старшему поколению и человеческому труду, стремление к наживе, низкий культурный уровень, утрата чувства ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, народом и Отечеством.
  • Низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, кризис семьи.
  • Отсутствие согласованности в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи различных социальных институтов: учреждений образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения, средств массовой информации, религиозных и общественных организаций и др.
  • Отсутствие профессиональной подготовки педагогов в области духовно-нравственного воспитания.
  • Недостаток учебно-методической и информационной продукции по духовно-нравственному воспитанию. 

2. Факторы, препятствующие эффективной деятельности по духовно-нравственному воспитанию:

  • Несовершенство нормативно-правовой базы в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
  • Недостаточность основательности в планировании и реализации мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.
  • Низкий уровень базовой психологической и педагогической культуры части родителей, некомпетентность их в вопросах духовно-нравственного воспитания.
  • Утрата семейных культурных традиций.
  • Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания. 

3. Участники круглого стола видят следующие пути решения проблем духовно-нравственного воспитания:

  • Решение кадровой проблемы, обновление содержания и форм повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов социокультурной и образовательных сфер в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
  • Проведение социологических исследований по проблемам духовно-нравственного воспитания.
  • Совершенствование форм, методов просветительской и образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию. 
  • Разработка, организация и проведение мероприятий, направленных на повышение духовно-нравственной культуры подрастающего поколения в социокультурных и образовательных учреждениях.
  • Проведение внеклассных мероприятий: уроков «доброты и милосердия» в учреждениях начального, общего, среднего, специального и дополнительного образования. 
  • Привлечение к работе по духовно-нравственному воспитанию всех социальных институтов общества: семьи, учреждений образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения, средств массовой информации, религиозных и общественных организаций и др.
  • Усиление ответственности семьи и общества за духовно-нравственное здоровье детей и молодежи.
  • Поддержка учреждений и организаций, реализующих программы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.
  • Создание платформы для объединения общих усилий и сотрудничества всех субъектов процесса духовно-нравственного просвещения и воспитания.
  • Создание секторов духовно-нравственной литературы, аудиотеки, видеотеки православной культуры в социокультурных и образовательных учреждениях. 
  • Разработка методических материалов по духовно-нравственному просвещению детей и молодежи силами специалистов образовательных и социокультурных учреждений, научного сообщества и духовенства.
  • Создание экспериментальных площадок на базе образовательных и социокультурных учреждений для апробации методических материалов по духовно-нравственному просвещению.
  • Разработка рекомендаций по работе в направлении духовно-нравственного оздоровления детей и молодежи.
  • Привлечение средства массовой информации и коммуникации к освещению мероприятий по духовно-нравственному воспитанию. 
  • Проведение заседаний методических объединений по духовно-нравственному воспитанию для специалистов различных уровней.
  • Систематическое проведение круглых столов, семинаров, конференций и т. п. мероприятий по духовно-нравственному воспитанию и просвещению.
  • Проведение регулярных встреч сотрудников социокультурных и образовательных учреждений с духовенством.
  • Организация паломнических поездок для сотрудников социокультурных и образовательных учреждений по святым местам.

Возврат к списку