Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Проекты кафедры

На кафедре ведется работа по следующим проектам:

  1. Kolarctic «Школа для всех — развитие инклюзивного образования».
  2. Программа УРАЛСИБ — за равные возможности Фонда просвещения МЕТА «Инклюзивное обучение в профессиональном образовании».

Цель проекта Kolarctic «Школа для всех — развитие инклюзивного образования»: создание современной системы инклюзивного образования на Европейском Севере России с учетом международного опыта и последующее распространение на другие регионы.

Зарубежные партнеры: Университет Лапландии (Финляндия)

Российские партнеры:

  • Северный (Арктический) Федеральный университет имени М. В. Ломоносова
  • Мурманский государственный гуманитарный университет
  • Министерство образования и науки Архангельской области
  • Институт дополнительного образования Мурманска
  • Министерство образования и науки Мурманской области (ассоциирован)

Задачи:

  • Создать ресурсный центр инклюзивного образования в г. Архангельске на базе САФУ, оборудованный компьютерами со специальными устройствами и интерфейсами для обучения детей с различными ограничениями;
  • Разработать модель реализации инклюзивного образования на разных этапах обучения;
  • Разработать и внедрить образовательные пакеты для учителей, специалистов, менеджеров образования, родителей, студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование»;
  • Разработать учебный курс «Инклюзивное образование» для студентов педагогических специальностей;
  • Разработать учебные пособия по инклюзивному образованию особых детей для студентов и педагогов, провести обучающий семинар-тренинг для родителей детей-инвалидов;
  • Создать сеть классов инклюзивного образования в Архангельской и Мурманской областях;
  • Провести серию семинаров для руководителей, курирующих вопросы образования в муниципалитетах Архангельской и Мурманской областей.

Сроки реализации: 4.06.2012 — 4.12.2014

kolarctic.jpg

В рамках работы по проекту Kolarctic «Школа для всех — развитие инклюзивного образования» прошли рабочие встречи в Финляндии, Швеции, Норвегии, Мурманске, Архангельске с целью ознакомления с лучшими практиками инклюзивного образования на Европейском Севере, знакомства специальным оборудованием для обучения детей с ОВЗ.

28 февраля 2013 года в САФУ имени М.В. Ломоносова прошел методический семинар в форме вебинара по проблемам реализации инклюзивного образования в Архангельской области. В семинаре приняли участие представители министерства образования и науки Архангельской области, преподаватели кафедр, представители образовательных учреждений региона, которые являются базовыми площадками для реализации проекта (МБОУ СОШ № 1 г. Вельска, МБОУ СОШ № 2 Устьянского района, МКОУ СОШ № 3 г. Мирный, МБОУ СОШ № 19 г. Северодвинска, МБОУ СОШ № 5 г. Архангельска).

В ходе семинара были актуализированы цели и задачи проекта Kolarctic «Школа для всех — развитие инклюзивного образования», прошло обсуждение существующих проблем в образовательных учреждениях Архангельской области, а также намечен предварительный план взаимодействия.

С 11 по 15 марта 2013 г. в г. Мурманск проходил международный научно-практический семинар «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». В рамках семинара эксперты со стороны САФУ имени М.В. Ломоносова (Наталья Флотская, Светлана Буланова, Ольга Вольская) посетили школу № 56, где ознакомились с практикой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. При посещении специальной (коррекционной) школы-интерната № 3 участники проекта познакомились с моделью образовательного учреждения для детей с ОВЗ. В программу поездки было включено посещение Ловозерской общеобразовательной школы-интерната среднего (полного) общего образования, где был представлен опыт психолого-педагогического сопровождение учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Организация работы с одаренными детьми была продемонстрирована в ходе посещения Мурманского международного лицея. Работу ресурсного центра дистанционного образования детей-инвалидов Мурманской области участники проекта смогли наблюдать во время визита в Минькинскую специальную коррекционную общеобразовательную школу-интернат. При посещении школы эксперты провели дистанционное видеозанятие с учеником, приняли участие в мастер-классе «Возможности дистанционного обучения детей-инвалидов».

Рабочие поездки расширили представление участников проекта о системе подготовки педагогических кадров для инклюзивного образования в Финляндии и о вариантах реализации инклюзивного обучения в регионах Европейского Севера России.

С 15 по 19 апреля 2013 г. в Архангельске был организован международный семинар «Развитие инклюзивного образования на Европейском Севере». В работе семинара приняли участие более 120 человек из Финляндии, Архангельска, Северодвинска и районов Архангельской области. В рамках работы семинара 16.04.2013 г. участники обсудили подходы к организации инклюзивного обучения в России и Финляндии; посетили образовательные учреждения, реализующие инклюзивное обучение.

В рамках работы по проекту «Инклюзивное обучение в профессиональном образовании» преподаватели кафедры принимали участие в организации и проведении 24 октября 2012 года Всероссийского фестиваля телевизионных программ и фильмов о жизни людей с инвалидностью «Смотри на меня как на равного», который посетили свыше 1500 человек, жителей Архангельска и области.

31 октября 2012 года состоялся визит участников проекта «Инклюзивное обучение в профессиональном образовании», поддержанного фондом просвещения «МЕТА», в город Нижний Новгород. Данный проект реализуется в рамках программы САФУ им. М. В. Ломоносова «Комфортная среда».

Участники проекта сотрудники Института педагогики и психологии Наталья Флотская, Ольга Вольская, Елена Зайцева, Лариса Мочалова познакомились с организацией работы тифлоинформационного центра при Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского.

Встреча с директором центра Мариной Рощиной и проректором по информатизации и довузовской подготовке Владимиром Швецовым позволила наметить первые шаги по созданию в нашем университете Центра сопровождения обучения студентов-инвалидов. В ближайшее время планируется заключение договора о сотрудничестве между университетами и закупка специального оборудования для создания студентам-инвалидам условий, обеспечивающим равные образовательные возможности.

21 ноября 2012 года (в рамках работы про проекту) в Институте педагогики и психологии состоялся круглый стол, в котором приняли участие студенты САФУ и учащиеся архангельской школы № 5. В г. Архангельске существует ряд специальных учебных заведений для детей с инвалидностью, а также функционирует модель инклюзивного образования в ГОУ СОШ № 5, где обучаются дети с сенсорными нарушениями (нарушениями слуха и зрения).

В настоящее время фактически учащиеся школы № 5 имеющие инвалидность не ориентируют на получение высшего образования. Это объясняется отсутствием соответствующей подготовки будущих абитуриентов.

Кроме этого учащиеся с инвалидностью не представляют, как строится учебный процесс в вузе, незнакомы с условиями поступления и получения высшего образования.

Цель круглого стола — содействие созданию условий для получения высшего образования детьми с инвалидностью в САФУ.

В круглом столе принимали участие школьники с инвалидностью, а так же их наставники молодые инвалиды.

Со стороны университета в дискуссии приняли участие студенты Института педагогики и психологии САФУ, получающие специальное (дефектологическое) и начальное образование.

Программа круглого стола:

  1. Просмотр фильма о студенческой жизни (сделанный студентами САФУ)
  2. Приветственное слово студентов к ученикам школы № 5
  3. Приветственное слово завуча школы № 5 к студентам САФУ
  4. Доклады школьников:
    • Мальгин Илья — компьютерные технологии для незрячего человека
    • Лешуков Андрей — обучение в школе № 5, система Брайля
    • Холодило Вадим и Юрьев Иван — ориентирование с белой тростью
  5. Просмотр фильма, с участием ребят из школы № 5 о их жизни, учебе, увлечениях: http://www.youtube.com/
  6. Представление преподавателями САФУ возможности обучения студентов с ОВЗ в САФУ.

Преподаватели кафедры 03.12.2012 г. принял участие в заседании Межвузовской экспертной группе Российского союза ректоров по инклюзивному образованию в формате вебинара по теме «Модель организации инклюзивного образования в вузах: ресурсы партнерства университетов и региональной власти».

Организатором заседания выступил МГТУ имени Н. Э. Баумана. В заседании принимали участие 109 участников из разных регионов Российской Федерации. Участниками заседания из САФУ им. М. В. Ломоносова были Наталья Флотская, д.психол.н., профессор кафедры специальной педагогики и психологии Института педагогики и психологии; Ольга Вольская, к.п.н., доцент, зав. кафедрой специальной педагогики и психологии Института педагогики и психологии; Лариса Мочалова, к.п.н., доцент кафедры логопедии Института педагогики и психологии; Нина Неманова, заместитель начальника учебного отдела Управления организации учебного процесса; Елена Аксеновская, специалист по учебно-методической работе учебного отдела Управления организации учебного процесса; Виктория Анциферова, юрисконсульт отдела нормативно-правовой работы Правового управления; Татьяна Буриева, директор Центра развития дополнительного профессионального образования.

В рамках заседания были рассмотрены инфраструктурные, финансовые и нормативно-правовые аспекты организации инклюзивного обучения в вузах. На заседании выступил Александр Станевский, директор ГУИМЦ МГТУ им. Н. Э. Баумана с докладом по теме «Эффективная модель инклюзивного высшего профессионального образования». В своем сообщении он отметил, что до настоящего времени работа в вузах по созданию условий для инклюзивного образования носила инициативный характер. С 2012 года она стала государственной политикой. Александр Станевский отметил, что необходимо сформулировать интегрированное мнение Российского союза ректоров на государственную политику в отношении обучения инвалидов в вузах. Юлия Сафонова, преподаватель МГТУ им. Н. Э. Баумана представила опыт организации инклюзивного образования в университетах Германии. После докладов состоялась научная дискуссия, в которой приняли участие члены экспертной группы Российского союза ректоров.

В настоящее время в САФУ им. М. В. Ломоносова формируется рабочая группа с целью создания условий реализации инклюзивного обучения в системе профессионального образования Северного Арктического федерального университета (САФУ) имени М. В. Ломоносова.

В университете на базе Института педагогики и психологии планируется создание центра инклюзивного обучения.

Цель работы центра инклюзивного обучения: создание условий реализации инклюзивного обучения в системе профессионального образования Северного (Арктического) федерльного университета имени М. В. Ломоносова.

Основными направлениями работы центра являются:

  1. Оснащение центра специализированным оборудованием.
  2. Оказание консультативной и психологической поддержки студентам с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Изменение отношения общества к профессиональному образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Разработка и реализация курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава с целью методического обеспечения инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Разработка учебных и методических материалов по сопровождению инклюзивного обучения в профессиональном образовании.
  6. Создание стажировочной площадки по тиражированию опыта создания условий реализации инклюзивного обучения в профессиональном образовании.
Дата изменения страницы 27.01.2016