Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

История и традиции кафедры педагогики, психологии и профессионального обучения

Кафедра педагогики, психологии и профессионального обучения Архангельского государственного технического университета была образована в сентябре 1999 года. Необходимость ее открытия продиктована тем, что современный инженер должен владеть системой гуманитарных знаний в области человековедения, уметь общаться с людьми, управлять коллективом, рабочей группой.

Руководит кафедрой Заслуженный работник высшей школы, кавалер ордена Дружбы, вице-президент Ломоносовского фонда, доктор педагогических наук, профессор Татьяна Сергеевна Буторина.

На кафедре трудятся профессор доктор педагогических наук Т.С. Буторина, профессор, доктор педагогических наук И.З. Сковородкина, профессор, доктор психологических наук М.И. Постникова, доценты: кандидат технических наук С.В. Буров, кандидаты педагогических наук: С.Ю. Мосягина, А.С. Михашина, С.В. Заозерская, Е.А. Смягликова, И.М. Пушкина, И.В. Филиппова, старшие преподаватели: Е.В. Смирнова, Л.Ю. Баскова, документовед Т.Н. Архипова, учебный мастер А.А. Маслова, лаборант Н.А. Ситникова.

Основными направлениями деятельности кафедры является осуществление учебной, учебно-методической, научно-исследовательской, организационно-педагогической и воспитательной работы.

Преподаватели кафедры ведут учебные курсы по психологии и педагогике со студентами различных институтов CAФУ: «Общая и профессиональная психология», «История педагогики и философия образования», «Методика воспитательной работы», «Методика профессионального обучения», «Возрастная физиология и психофизиология», «Деловое общение и культура речи», «Педагогическая регионология», «Психология и педагогика», «Психология профессионального образования», «Педагогические технологии».

В учебные планы кроме основных дисциплин внесены психолого-педагогические курсы по выбору: «Этика деловых отношений», «Психология общения», «Психология бизнеса и рекламы», «Психология творчества», «Основы инженерного творчества», «Защита интеллектуальной собственности», «Патентно-лицензионная работа», «Конфликтология», «Семьеведение», «Ломоносововедение».

В рабочие программы учебных дисциплин и специализированных курсов включены региональный и культурологический компоненты.

Кафедра выступила инициатором открытия новой специальности 030500 (050501) «Профессиональное обучение». В 2005 году состоялся первый выпуск студентов, обучающихся по этой специальности.

Преподаватели кафедры ведут активную научно-исследовательскую работу. Основными научными госбюджетными исследовательскими направлениями являются: «Социально-культурные условия региональной среды как фактор безопасности личности», «Методологические основы проектирования и исследования системы профессионально-педагогического образования в условиях Европейского Севера (на примере Архангельской области)».

В течение ряда лет кафедра выигрывает гранты РГНФ, областной администрации для проведения научной работы и школ молодых ученых исследователей:

  • Грант департамента образования и науки Архангельской области № 02-10 «Исследование профессиональной направленности учащихся 9-11 классов» (Архангельск, 2008). Руководитель И.В. Филиппова.
  • Грант Российского Государственного Научного Фонда № 08-06-00094а «Поморская семья как фактор безопасности личности» (Москва, 2008-2010). Руководитель Т.С. Буторина.
  • Проект Министерства образования РФ «Научно-методическое обеспечение непрерывного профессионально-педагогического образования в условиях Архангельской области» (Москва, 2009-2010). Руководитель Т.С. Буторина.
  • НИР по тематическому плану САФУ «Научно-методическое обеспечение непрерывного профессионально-педагогического образования в условиях Архангельской области» (Москва, 2011). Руководитель Т.С. Буторина.
  • НИР по тематическому плану САФУ «Концептуальные основы обеспечения безопасности личности в условиях образовательного пространства Евро-Арктического региона» (Москва, 2012). Руководитель Т.С. Буторина.

Зав. кафедрой Т.С. Буторина является научным руководителем аспирантов. Подготовлены высококвалифицированные преподаватели для вузов и средних учебных заведений г.г. Архангельска, Северодвинска, Вологды, Каргополя, Нарьян-Мара, в т.ч. 8 преподавателей для кафедры. В настоящее время 2 аспиранта под руководством Т.С. Буториной занимаются научными исследованиями в области истории и теории педагогики.

На кафедре сложилась научная школа профессора Т.С. Буториной, основным направлением исследований которой является педагогическая регионология. Под научным руководством Т.С. Буториной защищено 43 кандидатских и докторских диссертаций.

Преподаватели и аспиранты кафедры принимают активное участие в международных и межрегиональных научно-практических конференциях. Традиционным стало участие преподавателей и аспирантов кафедры в ежегодных Ломоносовских чтениях.

Кафедрой издано 16 сборников научных статей, более 20 учебно-методических рекомендаций, указаний, пособий, 3 из них с грифами УМО. Сотрудниками кафедры опубликовано 14 монографий. Лауреатом конкурса на лучшую научную книгу 2007 года в номинации «Педагогика и психология» стала монография С.В. Заозерской, Т.С. Буториной «Развитие женского образования на Архангельском Севере во второй половине XIX — начале XX веков». Лауреатом конкурса на лучшую научную книгу 2008 года стало учебное пособие А.С. Михашиной, С.Ю. Мосягиной «Основы общей психологии и педагогики». Дипломом победителя конкурса «Лучшая книга САФУ — 2012» награждена Т.С. Буторина — главный редактор тома «Культура Архангельского Севера» Поморской энциклопедии.

На кафедре существует традиция: в честь Дня учителя ежегодно сотрудники кафедры встречаются со студентами строительного факультета, обучающимися по специальности «Профессиональное обучение». Силами студентов старших курсов готовится концерт, викторины, конкурсы, в которых принимает участие и команда преподавателей.

С 2004 г. проводятся научно-практические студенческие конференции по теме «Актуальные проблемы современной психологии и педагогики».

Научно-методический потенциал преподавателей кафедры востребован в институтах университета. Так, заместителем директора по социальной и воспитательной работе института строительства и архитектуры является старший преподаватель кафедры Е.В.Смирнова.

Преподаватели кафедры педагогики, психологии и профессионального обучения активно сотрудничают с Институтом повышения квалификации (директор Центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей — канд. пед. наук, доцент С.Ю. Мосягина). Т.С. Буторина, С.Ю. Мосягина, А.С. Михашина принимали участие в разработке дополнительной образовательной программы «Менеджмент в образовании». Е.А. Смягликова (проректор по социальным вопросам и воспитательной работе, канд. пед. наук, доцент) составила первый вариант программы для заместителей директоров по воспитательной работе и кураторов студенческих групп «Воспитательная деятельность в вузе. Кураторство», С.Ю. Мосягиной подготовлена программа «Психолого-педагогическая подготовка преподавателя высшей школы». Преподаватели кафедры читают лекции, проводят практические занятия с профессорско-преподавательским составом САФУ на высоком методическом уровне, используя активные формы работы с аудиторией — тренинги, игровые технологии, лекционно-практические занятия с использованием информационных технологий, видеолекции. Слушатели в отзывах о работе педагогов отмечают свободное владение материалом, логику изложения, умение заинтересовать аудиторию.

Преподавательский состав кафедры считает необходимым совершенствоваться, приобретать новые знания, умения, навыки, идти в ногу со временем. За последние 5 лет преподаватели повышают квалификацию в вузах России по направлениям: «Информационно-коммуникационные технологии», «Управление качеством образования», «Современные педагогические технологии», «Дидактика высшей школы: образовательные технологии в инновационном вузе», «Социология семьи и гендерных отношений», «Технологии командообразования в инновационном образовательном учебном заведении», «Современные коммуникативные компетенции преподавателя вуза».

Коллектив кафедры полон творческих планов, открыт к сотрудничеству с коллегами.

Дата изменения страницы 20.05.2013