Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Социальное партнерство

В реалиях современного общества, решение задачи повышения качества подготовки будущего специалиста, не возможно без организации комплексной и системной работы по налаживанию системы социального партнерства, так как само современное образование является сегодня одним из ведущих социальных институтов, тесно связанных практически со всеми сферами социума. Поэтому не случайно, что одним из базовых принципов работы кафедры педагогики ИПиП САФУ имени М. В. Ломоносова выступает идея »Образование ПЛЮС», где под «плюсом» понимается не только повышение качества подготовки будущего специалиста, но и возможность активного взаимодействия с разнообразными социальными партнёрами.

Формирование системы социального партнёрства кафедры педагогики (межведомственного и межотраслевого) имеет богатую историю, которая в условиях XXI века направлена на реализацию 5 раздела ФГОС ВПО третьего поколения. В этом разделе чётко звучит государственный и социальный заказ на «…подготовку… высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности…», готовых «…включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнёрами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса».

На кафедре создана широкая сеть социальных партнеров: ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания», ФГОУ «Всероссийский детский центр „Орленок“, Центр национальной славы, Общероссийская общественная организация „Детские и молодежные социальные инициативы“, ОРЮР, объединение „Скауты Поморья“, Департамент образования Архангельской области, Комитет по делам молодежи, семьи, женщин Архангельской области), федеральных вузов (СПбГУ, РГПУ, Ленинградский областной институт развития образования, Академии повышения квалификации педагогических кадров г. Санкт-Петербурга, г. Москвы), региональных вузов (АГТУ, СГМУ), учреждений культуры (ФГУК Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный заповедник, Областная библиотека им. Н. Добролюбова, Областной краеведческий музей), учреждений дополнительного образования (Областная школа народных ремесел, ОЦДО), структурных подразделений ПГУ (ФПК ИУППК), потенциал общеобразовательных учреждений региона (Вилегодская средняя общеобразовательная школа, Заостровская муниципальная средняя общеобразовательная школа, Верхне-Матигорская средняя общеобразовательная школа, Каменская общеобразовательная средняя школа, Олемская средняя общеобразовательная школа, МОУ СОШ № 1, г. Нарьян-Мара, Мезенская средняя общеобразовательная школа, МОУ СОШ № 6 г. Коряжмы, МОУ СОШ № 1, 3, 4, 10, 14, 17, 26, 49 г. Архангельска и др.).

В настоящее время кафедрой педагогики ИПиП сформирована трехуровневая система социального партнерства в сфере ВПО:

  • федеральный уровень.
  • региональный уровень.
  • муниципальный уровень.

Сама система социального партнерства реализуется сотрудниками кафедры по девяти ключевым направлениям:

  1. Реализация идей устойчивого развития в сфере образования;
  2. Изучение истории становления и развития профобразования на Европейском Севере и Арктическом регионе;
  3. Технология партнерства учреждений образования и культуры в условиях развития региональной социокультурной среды;
  4. Педагогическое краеведение в системе научного знания;
  5. Аксиология и антропология семьи и детства;
  6. Аккультурация в системах образования „культурных лакун“;
  7. Мониторинг качества воспитательной среды Архангельского Севера;
  8. Исследование гендерной идентичности у юношей и девушек в образовательном процессе;
  9. Использование современных информационных технологий в образовании.

В результате реализации образовательных, научно-исследовательских и социо-культурных проектов, разработанных кафедрой педагогики совместно с партнерами, в настоящее время:

  • в образовательном процессе ряда школ Архангельской области реализуется курс краеведения „Мы — Поморы!“;
  • апробирована методика анализа трудовых ресурсов и формирования регионального заказа на подготовку специалистов для социально-экономической сферы региона;
  • проведены мероприятия по содействию трудоустройству выпускников учреждений СПО и ВПО, подготовлен справочник по лучшим выпускникам некоторых высших и средних специальных учебных заведений Архангельской области;
  • выработаны рекомендации для выпускников вузов и ссузов по трудоустройству;
  • проведены семинары (и иные конгрессные формы деятельности) по вопросам социального партнерства в формировании регионального заказа на подготовку специалистов и улучшения положения молодежи на рынке труда и др.

Кафедра педагогики и учреждения культуры

  1. Более 10-ти лет реализуется технология партнерства учреждений образования и культуры в условиях развития региональной социокультурной среды — система взаимодействия кафедры педагогики ИПиП с организациями (учреждениями) культуры и образования региона: Соловецким государственным историко-архитектурным и природным музеем-заповедником, Архангельским государственным музеем деревянного зодчества и народного искусства „Малые Корелы“, Архангельским краеведческим музеем, Архангельским отделением ВООПИК.
  2. Социально-педагогический проект „Мир кончиками пальцев“ (форма социального партнерства кафедры и Архангельской областной библиотеки для слепых и слабовидящих, автор и руководитель проекта — Щекина С.С.). Благодаря работе студентов-волонтеров были сконструированы и изготовлены тактильные детские книжки и развивающие игры. За время участия в проекте (2010—2013 гг.) были изготовлены более 50 дидактических тактильных книг (из них 15- развивающих игрушек), 12 книжек-раскладушек, более 20 развивающих одеял (одеяло-сказка, тактильное одеяло, одеяло-доска счета, одеяло социально-бытовое ориентирование и т. д.) и свыше 200 ассоциативных пособий по типу тактильной книги. 

Кафедра педагогики и система образования

1. 2002 г. — по наст.время — сотрудничество с Детской школой народных ремесел, г. Архангельск (координатор проектного взаимодействия — Бирюкова Л.М.):

  • Участие в организации и проведении Детско-юношеского областного конкурса „Дорогой народных традиций“ (2000, 2002, 2004. 2006, 2008, 2010, 2012 г.г.). http://www.shkolaremesel.varkhangelske.ru/meropriyatia.html/
  • Организация и модерация на базе образовательной платформы moodle ПГУ им. М. В. Ломоносова сетевого профессионального сообщества педагогов, работающих в сфере декоративно-прикладного искусство Русского Севера (2008—2009 гг.).
  • Реализация грантовых партнерских проектов: „Научно-методические основы применения современных информационных технологий при внедрении образцов прикладного искусства Русского Севера в содержание дополнительного и общего образования“ (РГНФ, 2008, № 08-06-48627а/С); „Network of Folk Traditions and Crafts — Modern Learning Opportunities“ (Шведский Институт, 2007, 01378/2007); ОАО АКБ „Росбанк“ совместно с Детским фондом ООН ФНИСЕФ Общероссийская программа „Новый день“, 2008, № 71ТФ-6/682/НD8HWFD024П, Фестиваль северных ремесел „Молодые мастера“; „Сетевое профессиональное взаимодействие педагогов“ (Совет Министров Северных стран, 2008, № 27338/2008); 2010 год Совет Министров Северных стран, грант по переводу на английский язык курсов дистанционного обучения, организуемого в рамках проекта „Дистанционное обучение народным ремеслам Русского Севера“. 

2. Разработан курс краеведения „Мы — поморы!“ (Аверкиева Г.В., Щекина С.С., Суриков Ю.Н., др.), включающий:

  • образовательно-воспитательную программу и методические рекомендации „Поморская душа“ (для учащихся 2-го класса);
  • образовательно-воспитательную программу и методические рекомендации „Поморская семьЯ“ (для учащихся 3-го класса);
  • образовательно-воспитательную программу и методические рекомендации „Поморское братство“ (для учащихся 4-го класса);
  • методическое пособие „Поморская азбука“ (для учащихся 1-го класса);
  • книгу для чтения „Поморские бывальщины. Рассказы о твоем крае“;

3. Разработана серия видеоуроков о культурно-историческом, природном и духовном наследии Архангельской области:

  • Видеоурок »История и культура Поморья»

сведения о заглавии — 75-летию Архангельской области и 175-летию Архангельского краеведческого музея посвящается

автор(ы) — Суриков Ю. Н., Щекина С. С., Почечуй И. М. и др.

серия — Серия видеоуроков по культурно-историческому, духовному и природному наследию региона для образовательных учреждений Архангельской области

вид ресурса — Мультимедийное обучающее электронное издание

тип носителя — DVD (1 ед.)

место издания — Архангельск

издатель(и) — САФУ имени М. В. Ломоносова

год издания — 2012

системные требования — 512 Мб; DVD-привод

№ гос. регистрации — 0321203412 

  • Видеоурок »Оборона сквозь века»

сведения о заглавии — 75-летию Архангельской области и 175-летию Архангельского краеведческого музея посвящается

автор(ы) — Суриков Ю. Н., Почечуй И. М., Сухановский А. Ф. и др.

серия — Серия видеоуроков по культурно-историческому, духовному и природному наследию региона для образовательных учреждений Архангельской области

вид ресурса — Мультимедийное обучающее электронное издание

тип носителя — DVD (1 ед.)

место издания — Архангельск

издатель(и) — САФУ имени М. В. Ломоносова

год издания — 2013

системные требования — 512 Мб; DVD-привод

№ гос. регистрации — 0321300111

4. Реализация локальных проектов, научное руководство и методическое сопровождение деятельности общеобразовательных учреждений региона, например:

  • изучение гендерных представлений учителей и младших школьников, факторов их формирования; создание педагогических условий формирования гендерной идентичности и проверку их эффективности; реализация образовательно-воспитательной программы для младших школьников «Учащиеся — это девочки и мальчики»; исследование динамики в формировании гендерной идентичности; консультации учителей и родителей по указанным вопросам (МБОУ СОШ № 37, г. Архангельск, руководитель проекта — Дресвянина А.В.);
  • научное руководство проектирования и внедрения модели воспитательной системы школы «Безопасная школа» (МБОУ СОШ № 51, г. Архангельск, руководитель — Аверкиева Г.В.).
Дата изменения страницы 21.06.2013