Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

История и традиции кафедры

В современном виде кафедра педагогики существует с 1 сентября 2014 года, когда на основании приказа ректора С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова № 634 от 18 июня 2014 года в «целях оптимизации структуры института педагогики и психологии» были объединены кафедра педагогики и кафедра педагогики, психологии и профессионального обучения.

Этому событию предшествовала более чем семидесятилетняя история педагогической кафедры в Поморском государственном университете имени М.В. Ломоносова, а также насчитывающая более десяти лет история кафедры педагогики, психологии и профессионального обучения в Архангельском государственном техническом университете, а затем — в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова.

В рамках педагогического вуза кафедра была создана 10 марта 1935 г. как «кафедра педолого-педагогики» Архангельского вечернего педагогического института. После известного постановления 1936 г. из названия кафедры исчезает упоминание о педологии, которая была объявлена «лженаукой». Как кафедра дневного педвуза кафедра педагогики окончательно оформилась в 1938 г.

Г. А. Прудников

Георгий Александрович Прудников, заведующий кафедрой педагогики (1 декабря 1940 — 24 февраля 1943; 1августа — 4 октября 1943). Фото конца 1930-х годов

Уже в первые годы существования кафедры определились основные направления ее деятельности:

1) учебно-производственная работа, в которой значительное место отводилось организации и проведению педагогической практики;

2) разработка методического обеспечения учебного процесса;

3) научно-исследовательская деятельность и вовлечение в нее студентов;

4) пропаганда педагогических знаний в разных формах и рассчитанная на различную аудиторию;

5) участие во внеучебной работе вуза, в переподготовке педагогических кадров, а также общественно-политической жизни региона.

В годы Великой Отечественной войны коллектив кафедры осуществил перестройку организации учебного процесса, усилив патриотическую составляющую в содержании педагогического образования, придав известный импульс самостоятельной работе студентов. Удачно кафедра заявила о себе на первой и второй научных конференциях института в 1943-1944 гг. Именно в годы войны в научной работе кафедры весомо проявила себя макаренковская проблематика, которая получит продолжение в послевоенные десятилетия.

Начиная с декабря 1945 г. и до июля 1989 г. кафедра функционировала как кафедра педагогики и психологии. В первые послевоенные годы усилия кафедры были направлены на придание преподаванию дисциплин психолого-педагогического цикла большей практической направленности, в том числе и через специальный семинар по педагогике. В практику внедряются новые формы организации самостоятельной работы студентов, например, написание курсовых сочинений-рефератов. На учебную, методическую и научную работу кафедры сильнейшее влияние оказали постановления ЦК ВКП(б) 1946-1948 гг. по идеологическим вопросам. Кафедру задела разворачивавшаяся тогда борьба с «космополитизмом» и «преклонением перед Западом». Работавший на кафедре во второй половине 1940-х гг. Ф.И. Черняховский, позже внес заметный вклад в пропаганду наследия М.В. Ломоносова.

Л. М. ФоминаФ. И. Черняховский

Преподаватели, работавшие на кафедре в 1940-е годы: Людмила Михайловна Фомина. Фото 1948 года; Феодосий Иванович Черняховский. Фото второй половины 1940-х годов.

В 1950-е гг. кафедра организует факультативный практикум по внеклассной и воспитательной работе, а также факультативный курс «Методика работы в пионерском лагере», так как летняя пионерская практика студентов ряда факультетов становится обязательной. Во второй половине десятилетия кафедра уделяет большое внимание при преподавании педагогики вопросам трудового воспитания, политехнического и производственного обучения. Кафедра принимает участие в разработке комплексных научных тем, связанных с вопросами атеистического воспитания и педагогического образования студентов. Усиливаются контакты кафедры с ведущими педагогическими вузами страны: ЛГПИ им. А.И. Герцена, МГПИ им. В.И. Ленина.

В 1960-е гг. кафедра выходит на международную арену. Ее представитель (Ю.С. Алфёров) принимал участие в семинаре ЮНЕСКО по проблемам международного взаимопонимания, проходившем в 1962 г. в Чехословакии. На протяжении десятилетия коллектив кафедры знакомил студентов с новыми формами воспитательной работы в школе, стремился увязать практические занятия по дисциплинам психолого-педагогического цикла с общественно-полезной практикой, организовывал проблемное внеаудиторное чтение студентов. При активном участии кафедры создается «Школа отрядного вожатого», проводится первый инструктивный лагерь. В предметном кабинете силами учебно-вспомогательного персонала создается периодически обновлявшийся стенд «Педагогические известия». Кафедра участвовала в организации Архангельского областного отделения Педагогического общества РСФСР. Представители кафедры (К.Г. Шалина, Е.И. Овсянкина, А.А. Чаусов) впервые выступили по телевидению по педагогическим проблемам.

К. Г. Шалина

Клавдия Георгиевна Шалина заведующая кафедрой педагогики и психологии (13 января 1956 — 17 июня 1971). Фото второй половины 1970-х годов.

В 1970-е гг. кафедра апробирует новые учебные планы и программы по дисциплинам психолого-педагогического цикла, стремится при помощи различных средств придать преподаванию этих дисциплин большую профессиональную направленность. На кафедре увеличивается количество читаемых спецкурсов и проводимых спецсеминаров, разнообразится их тематика. Крепнут контакты кафедры с сельскими школами, особенно с Уемской, с которой был разработан и принят совместный план работы. При кафедре начинает действовать «Школа юного педагога». Во второй половине десятилетия научная работа кафедры становится более планомерной, разворачивается разработка новых комплексных тем, вязанных с адаптацией студентов к учебе в вузе и проблемами нравственного воспитания.

В 1980-е гг. на кафедре происходят позитивные перемены в уровне научно-педагогической квалификации и возрастном составе ее работников. 23 октября 1981 г. при кафедре организуется проблемная лаборатория на общественных началах «Формирование социально-активной позиции школьников в условиях деятельности комсомольской организации». Во второй половине десятилетия кафедра обращается к исследованию воспитательных особенностей края, народной педагогики, педагогических идей М.В. Ломоносова. Заметная роль в работе лаборатории и в разработке новой научной проблематики принадлежала Т.С. Буториной. Коллектив кафедры включился в «перестроечные» процессы реформирования высшего педагогического образования.

1990-е гг. стали временем трансформации кафедры педагогики из кафедры педвуза в кафедру классического университета. 14 мая 1992 г. при кафедре была открыта аспирантура по специальности 13.00.01 — общая педагогика. В русле подготовки аспирантов активизируется взаимодействие с РПГУ им. А.И. Герцена. Новым явлением становится общение с зарубежными коллегами — К. Блинник (США), Гюннаром Стангвиком (Норвегия). На кафедре разрабатываются авторские программы по читаемым дисциплинам, а с 1995 г. происходит переход к построению учебных программ на основе образовательных стандартов. В декабре 1996 г., наконец, оформилась тема, над которой кафедра предполагала работать в ближайшие годы (1997-2001): «Развитие образовательного пространства на Европейском Севере», научный руководитель И.Р. Луговская. 22 апреля 1997 г. проходит первый университетский конкурс студенческих научных работ в области педагогики, ставшего ежегодным научным мероприятием.

К началу 2000-х гг. перестройка кафедры в связи с изменением статуса, в целом, была завершена. Контекстом деятельности кафедры в условиях классического университета стали проблемы качества образования и идеи личностно-ориентированного высшего образования, персонификация образовательного процесса. Важным событием в жизни кафедры стал выход коллективной монография «Развитие образовательного пространства на Европейском Севере России», над которой преподаватели начали работу еще в 1999 г., и завершили ее к концу 2003 г. Монография была издана при поддержке гранта СЗО РАО. В дальнейшем кафедра продолжила работу в русле указанной научной проблематики. Тема «Развитие образовательного пространства на Европейском Севере» являлась темой научной работы кафедры в период с 5 декабря 2008 г. по 1 ноября 2012 г. В рамках этой темы, в частности, были подготовлены монографии: А.В. Силин «Интеллигентный пролетарий»: учитель в Российской революции и Гражданской войне: (на материалах Европейского Севера)" (2009, выполнена при поддержке гранта РГНФ и администрации Архангельской области; проект № 09-01-48102 а/С); Силин А.В. «Государственная политика в сфере профессионального образования на Европейском Севере России. 1920-е — начало 1940-х годов» (2013). В период вхождения кафедры в состав факультета начального и специального образования ПГУ им. М.В. Ломоносова кафедра принимала участие в работе Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современной сельской школы», проходившей 5-6 ноября 2009 г. Позже кафедрой издавались тематические сборники научных трудов, например: «Инновации в педагогической и культурно-просветительской деятельности на Европейском Севере» (2014).

В разные годы значительную роль в жизни и работе кафедры и вуза в целом сыграли С.С. Спасская, Л.М. Фомина, Н.А. Потапова, Ю.С. Алфёров, Ф.Б. Барашкова, И.К. Субботина, В.Г. Сеннов, Л.П. Беркович (Кудряшова), Л.А. Гагарина, И.З. Сковородкина и другие преподаватели. Кафедрой руководили: Е.В. Васильева (10 марта 1935 — 29 августа 1935); С.А. Моданов (1 мая 1937 — январь 1938); О.Г. Подсыпанина (31 января 1938 — 22 июля 1940); Г.А. Прудников (1 декабря 1940 — 24 февраля 1943; 1августа — 4 октября 1943); Б.Е. Райков (25 февраля 1943 — 31 июля 1943); З.М. Истомина (5 октября 1943 — 29 сентября 1944); А.В. Поляков-Поярков (20 июня 1945 — 13 июля 1948); Н.З. Богозов (24 июля 1948 — 20 сентября 1951); Л.И. Позденкова (18 октября 1951 — 7 июля 1955); К.Г. Шалина (13 января 1956 — 17 июня 1971); А.А. Чаусов (18 июня 1971 — 3 апреля 1978); Т.С. Буторина (3 апреля 1978 — 1 сентября 1988; 6 ноября 1990 — 31 октября 1995); В.Н. Зубков (21 сентября 1988 — 5 июля 1989); Ф.Б. Барашкова (6 июля 1989 — 5 ноября 1990); И.Р. Луговская (1 декабря 1995 — 24 сентября 2000); Н.В. Чернова (25 сентября 2000 — 31января 2009); С.С. Щекина (1 февраля 2009 — по 2015).

Кафедра педагогики, психологии и профессионального обучения Архангельского государственного технического университета была образована в сентябре 1999 года. Необходимость ее открытия диктовалась тем, что современный инженер должен владеть системой гуманитарных знаний в области человековедения, уметь общаться с людьми, управлять коллективом, рабочей группой.

Руководила кафедрой с момента ее образования Заслуженный работник высшей школы, кавалер ордена Дружбы, вице-президент Ломоносовского фонда, доктор педагогических наук, профессор Татьяна Сергеевна Буторина.

Татьяна Сергеевна Буторина

Татьяна Сергеевна Буторина, заведующая кафедрой педагогики, психологии и профессионального обучения АГТУ — С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова (1999 — 2014). Фото 2000-х годов.

На кафедре трудились профессор доктор педагогических наук Т.С. Буторина, профессор, доктор педагогических наук И.З. Сковородкина, профессор, доктор психологических наук М.И. Постникова, доценты: кандидат технических наук С.В. Буров, кандидаты педагогических наук: С.Ю. Мосягина, А.С. Михашина, С.В. Заозерская, Е.А. Смягликова, И.М. Пушкина, И.В. Филиппова, старшие преподаватели: Е.В. Смирнова, Л.Ю. Баскова, документовед Т.Н. Архипова, учебный мастер А.А. Маслова, лаборант Н.А. Ситникова.

Основными направлениями деятельности кафедры являлись осуществление учебной, учебно-методической, научно-исследовательской, организационно-педагогической и воспитательной работы.

Преподаватели кафедры вели учебные курсы по психологии и педагогике со студентами различных институтов CAФУ: «Общая и профессиональная психология», «История педагогики и философия образования», «Методика воспитательной работы», «Методика профессионального обучения», «Возрастная физиология и психофизиология», «Деловое общение и культура речи», «Педагогическая регионология», «Психология и педагогика», «Психология профессионального образования», «Педагогические технологии».

В учебные планы кроме основных дисциплин были внесены психолого-педагогические курсы по выбору: «Этика деловых отношений», «Психология общения», «Психология бизнеса и рекламы», «Психология творчества», «Основы инженерного творчества», «Защита интеллектуальной собственности», «Патентно-лицензионная работа», «Конфликтология», «Семьеведение», «Ломоносововедение». В рабочие программы учебных дисциплин и специализированных курсов были включены региональный и культурологический компоненты. Кафедра выступала инициатором открытия новой специальности 030500 (050501) «Профессиональное обучение». В 2005 году состоялся первый выпуск студентов, обучающихся по этой специальности.

Преподаватели кафедры вели активную научно-исследовательскую работу. Основными научными госбюджетными исследовательскими направлениями являлись: «Социально-культурные условия региональной среды как фактор безопасности личности», «Методологические основы проектирования и исследования системы профессионально-педагогического образования в условиях Европейского Севера (на примере Архангельской области)».

В течение ряда лет кафедра выигрывала гранты РГНФ, областной администрации для проведения научной работы и школ молодых ученых исследователей:

* Грант департамента образования и науки Архангельской области № 02-10 «Исследование профессиональной направленности учащихся 9-11 классов» (Архангельск, 2008). Руководитель И.В. Филиппова.

* Грант Российского Государственного Научного Фонда № 08-06-00094а «Поморская семья как фактор безопасности личности» (Москва, 2008-2010). Руководитель Т.С. Буторина.

* Проект Министерства образования и науки РФ «Научно-методическое обеспечение непрерывного профессионально-педагогического образования в условиях Архангельской области» (Москва, 2009-2010). Руководитель Т.С. Буторина.

* НИР по тематическому плану САФУ «Научно-методическое обеспечение непрерывного профессионально-педагогического образования в условиях Архангельской области» (Москва, 2011). Руководитель Т.С. Буторина.

* НИР по тематическому плану САФУ «Концептуальные основы обеспечения безопасности личности в условиях образовательного пространства Евро-Арктического региона» (Москва, 2012). Руководитель Т.С. Буторина.

Зав. кафедрой Т.С. Буторина являлась научным руководителем аспирантов. Подготовлены высококвалифицированные преподаватели для вузов и средних учебных заведений г.г. Архангельска, Северодвинска, Вологды, Каргополя, Нарьян-Мара, в т.ч. 8 преподавателей для кафедры. В настоящее время 2 аспиранта под руководством Т.С. Буториной занимаются научными исследованиями в области истории и теории педагогики.

На кафедре сложилась научная школа профессора Т.С. Буториной, основным направлением исследований которой является педагогическая регионология. Под научным руководством Т.С. Буториной защищено 43 кандидатских и докторских диссертаций. Преподаватели и аспиранты кафедры принимали активное участие в международных и межрегиональных научно-практических конференциях. Традиционным было участие преподавателей и аспирантов кафедры в ежегодных Ломоносовских чтениях.

Участники Международной научно-практической конференции

Участники Международной научно-практической конференции «Становление и стратегия развития профессионального образования в условиях Европейского Севера», 20-24 июня 2001.

Кафедрой издано 16 сборников научных статей, более 20 учебно-методических рекомендаций, указаний, пособий, 3 из них с грифами УМО. Сотрудниками кафедры опубликовано 14 монографий. Лауреатом конкурса на лучшую научную книгу 2007 года в номинации «Педагогика и психология» стала монография С.В. Заозерской, Т.С. Буториной «Развитие женского образования на Архангельском Севере во второй половине XIX — начале XX веков». Лауреатом конкурса на лучшую научную книгу 2008 года стало учебное пособие А.С. Михашиной, С.Ю. Мосягиной «Основы общей психологии и педагогики». Дипломом победителя конкурса «Лучшая книга САФУ — 2012» награждена Т.С. Буторина — главный редактор тома «Культура Архангельского Севера» Поморской энциклопедии.

На кафедре существовала традиция: в честь Дня учителя ежегодно сотрудники кафедры встречались со студентами строительного факультета, обучавшихся по специальности «Профессиональное обучение». Силами студентов старших курсов готовился концерт, придумывались викторины и конкурсы, в которых принимала участие и команда преподавателей.

С 2004 г. проводились научно-практические студенческие конференции по теме «Актуальные проблемы современной психологии и педагогики».

Научно-методический потенциал преподавателей кафедры был востребован в других институтах университета. Так, заместителем директора по социальной и воспитательной работе института строительства и архитектуры являлась старший преподаватель кафедры Е.В.Смирнова.

Преподаватели кафедры педагогики, психологии и профессионального обучения активно сотрудничали с Институтом повышения квалификации Т.С. Буторина, С.Ю. Мосягина, А.С. Михашина принимали участие в разработке дополнительной образовательной программы «Менеджмент в образовании». Е.А. Смягликова (проректор по социальным вопросам и воспитательной работе, канд. пед. наук, доцент) составила первый вариант программы для заместителей директоров по воспитательной работе и кураторов студенческих групп «Воспитательная деятельность в вузе. Кураторство», С.Ю. Мосягиной была подготовлена программа «Психолого-педагогическая подготовка преподавателя высшей школы». Преподаватели кафедры читали лекции, проводили практические занятия с профессорско-преподавательским составом САФУ на высоком методическом уровне, используя активные формы работы с аудиторией — тренинги, игровые технологии, лекционно-практические занятия с использованием информационных технологий, видеолекции. Слушатели в отзывах о работе педагогов отмечали свободное владение материалом, логику изложения, умение заинтересовать аудиторию.

В течение ряда лет преподаватели повышали квалификацию в вузах России по направлениям: «Информационно-коммуникационные технологии», «Управление качеством образования», «Современные педагогические технологии», «Дидактика высшей школы: образовательные технологии в инновационном вузе», «Социология семьи и гендерных отношений», «Технологии командообразования в инновационном образовательном учебном заведении», «Современные коммуникативные компетенции преподавателя вуза».

Перед кафедрой педагогики в ее современном виде стоят непростые и многоплановые задачи. В их числе — обновление учебно-методического обеспечения учебного процесса в связи с утверждением новых образовательных стандартов на уровне бакалавриата и магистратуры. На кафедре был разработан и внедрен в практику ряд магистерских программ, в том числе «Высшее образование», «Воспитательная деятельность с молодежью», «Сравнительное образование», «Педагогика и психология профессионального образования», на кафедре имеется аспирантура по специальности 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

Миссия кафедры педагогики направлена на оказание качественных образовательных услуг по педагогическим дисциплинам; эффективная организация и осуществление образовательной и воспитательной деятельности разного уровня, направления и характера для людей разных возрастов.

Направления и приоритеты деятельности:

  • обеспечение фундаментализации образования за счет существенного повышения качества преподавания психолого-педагогических дисциплин;
  • обеспечение инновационного характера образовательной деятельности, включение всех преподавателей кафедры в экспериментальную, исследовательскую, инновационную и проектную деятельность;
  • создание при кафедре научной школы по проблемам педагогики высшей школы, профессионального педагогического образования и субъектного развития специалиста;
  • продвижение (пропаганда) научного педагогического знания в среде студенческой молодежи;
  • оказание научно-методической поддержки образовательным учреждениям и организациям.
  • коллектив кафедры полон творческих планов, открыт к сотрудничеству с коллегами.

Дата изменения страницы 25.02.2016