Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Олимпиада «Культура и история Русского Севера»

Загрузка...

Олимпиада проводится в три этапа. Победители будут выявлены только среди тех, кто участвовал во всех трёх этапах.

Первый этап — разработка презентации района (города, посёлка).

Второй этап — написание эссе. Презентации района и эссе выполняются участниками с привлечением всех возможных информационных ресурсов.

Первые два этапа проводятся в заочной форме.

Третий этап — выполнение заданий различного типа по теме «Культура и история Русского Севера» — будет проводиться в аудитории в первой половине апреля 2011 года. Объявление о проведении третьего этапа будет сделано дополнительно.

Максимальное количество баллов за три этапа — 150. Презентация района — 50, эссе — 50, выполнение заданий — 50.

Завершение олимпиады — презентация туристического маршрута района (города, посёлка) участником олимпиады в аудитории. Баллы за три этапа будут суммироваться, победитель олимпиады будет определяться по результатам трёх этапов. Лучшие эссе и презентации района (города, посёлка) будут опубликованы. Участвовать в олимпиаде могут студенты всех курсов и всех специальностей без ограничения. Победителей олимпиады будут награждены призами. Работы победителей будут обязательно опубликованы.

Работы участников принимаются на кафедре гуманитарных и социальных дисциплин, в аудитории 4326 (4-й корпус С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова, для Снежаны Владимировны Гессе). Презентации района (1 этап) — не позднее 28 марта 2011 года, эссе (2 этап) — не позднее 11 апреля 2011 года. Работы можно присылать также на электронный адрес: snezhana-gesse@rambler.ru. По этому же адресу можно задать вопросы, интересующие участников. Вопросы можно также задать по адресу: vkontakte.ru/id96644024.

I этап. Презентация района

Разработайте туристический маршрут по вашему району или родному городу, посёлку. Обозначьте основные места, которые предстоит посетить путешественнику. Это могут быть места расположения архитектурных памятников, уникальные природные объекты, а также места, связанные с жизнью и деятельностью известных людей, участие в праздниках, проходящих на территории вашего района (города, посёлка) и т.п. Весь маршрут должен сопровождаться комментариями. Объясните, почему именно эти места нужно посетить, чем могут оказаться интересны описываемые места различным категориям туристов. Разработанный маршрут должен носить оригинальный характер. Оформление маршрута должно носить творческий характер и может быть представлено в любой форме (слайд-шоу, буклет, папка, фильм и т.д.).

При оценке работы будут учитываться следующие критерии:

  1. Оригинальность, уникальность туристического маршрута.
  2. Продуманность и творческий характер оформления туристического маршрута.
  3. Наличие карт и точного фактологического материала.
  4. Возможность практической реализации маршрута.
  5. Презентация туристического маршрута в аудитории. Максимальный балл за туристический маршрут — 50.

II этап. Написание эссе

Напишите эссе на тему, предложенную в следующих строках (одно из высказываний на выбор):

  1. Самая прекрасная родословная — это ряд услуг, оказанных родине и человечеству (Ж. Делиль)
  2. Где самый воздух, острый и блестящий, Даёт нам счастье жизни настоящей, Весь из кристаллов холода сложён (Н.М. Рубцов)
  3. Что сказать мне о городе, который полюбил я до того, что даже завидую писателям, которые там родились. Нет! Не ездите вы на Север, не губите себя! Всю жизнь тогда не будет он давать вам покоя, всю жизнь будет то слабо, то звонко манить к себе, всю жизнь будет видеться вам просторный город — преддверие неисчислимых дорог. Эх! Маху дал наш Петр Великий — не на Неве ему строить было свой парадиз, на Двине! (Ю.П. Казаков)
  4. О Север, Север — чародей, Иль я тобою околдован? (Ф.И. Тютчев)
  5. Где сосны в шубах и тулупах ели, — Несметные богатства затая, Лежит в сугробах родина моя. (Н.М. Рубцов)
  6. Здесь, на Севере, в средине лесов тяжёлых, Разрезав моря каменную грудь, Флотилии огромных ледоколов Необычайный вырубили путь (Н.М. Рубцов)
  7. Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится победа. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность (М.В. Ломоносов)
  8. За общую пользу, а особливо за утверждение науки в Отечестве, и против отца своего родного восстать за грех не ставлю (М.В. Ломоносов)
  9. Нет, пожалуй, такой области знания — куда бы не проник светлый ум Ломоносова. Достигнутое им одним в области физики, химии, астрономии, приборостроения, географии, языкознания, истории достаточно было бы для деятельности целой Академии (С.И.Вавилов)
  10. Русский Север! Мне трудно выразить словами восхищение этим краем, моё преклонение перед ним (Д.С. Лихачёв)
  11. Мы — северяне, мы — поморы. Мир помора — уникальное явление. В нём нашли своё отражение вековой опыт, традиции, обычаи мужественных людей, покорителей сурового края, научившихся жить в гармонии с природой и людьми, являющихся носителями неповторимой и самобытной культуры (В.И. Белов)
  12. Ту радость и бодрость, и силу, какую дает Север, вряд ли можно найти в других местах. Сказка Севера глубока и пленительна. Северные озера задумчивы. Северные реки серебристые. Потемнелые леса мудрые. Зеленые холмы бывалые. Серые камни чудесами полны (Н. К. Рерих)
  13. Но самое главное, чем Север не может не тронуть сердце каждого русского человека, — это тем, что он самый русский. Он не только душевно русский, — он русский тем, что сыграл выдающуюся роль в русской культуре. Он не только спасал Россию в самые тяжелые времена русской истории — эпоху польско-шведской интервенции, в эпоху первой Отечественной войны и Великой, он спас нам от забвения русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру, русскую музыкальную культуру, русскую великую лирическую стихию — песенную, словесную, русские трудовые традиции — крестьянские, ремесленные, мореходные, рыболовецкие (Д.С. Лихачёв)

Эссе — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно. Эссе не претендует дать полную исчерпывающую характеристику рассматриваемой проблемы. Автор должен поразмышлять в направлении, заданном автором того или иного афоризма или высказывания. Рассуждение должно вестись вокруг главной мысли афоризма/высказывания/поэтических строк. Оно обязательно должно сопровождаться примерами.

При оценке эссе будут учитываться следующие критерии:

  1. Правильное понимание высказывания.
  2. Формулировка собственного мнения по проблеме.
  3. Обоснованность собственной точки зрения по проблеме.
  4. Аргументированность рассуждения примерами из истории, литературы, исторических источников, личного опыта.
  5. Знание фактов, связанных с историей и культурой Русского Севера, отсутствие фактологических ошибок.
  6. Связность, последовательность изложения материала, выразительность речи.

Эссе объемом 4-7 страниц печатного текста (шрифт 14 пунктов, одинарный пробел). Максимальный балл за эссе — 50.

Дата изменения страницы 11.03.2011