Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Бурение нефтяных и газовых скважин

Сведения о профессии

На основании археологических находок и исследований установлено, что первобытный человек около 25 тыс. лет назад при изготовлении различных инструментов сверлил в них отверстия для прикрепления рукояток. Рабочим инструментом при этом служил кремневый бур.

В Древнем Египте вращательное бурение (сверление) применялось при строительстве пирамид около 6000 лет назад.

Первые сообщения о китайских скважинах для добычи воды и соляных рассолов содержатся в работах философа Конфуция, написанных около 600 г. до н.э. Скважины сооружались методом ударного бурения и достигали глубины 900 м. Это свидетельствует о том, что до этого техника бурения развивалась в течение, по крайней мере, еще нескольких сот лет. Иногда при бурении китайцы натыкались на нефть и газ. Так в 221-263 гг. н.э. в Сычуане из скважин глубиной около 240 м добывали газ, который использовался для выпаривания соли.

Документальных свидетельств о технике бурения в Китае мало. Однако, судя по древней китайской живописи, барельефам, гобеленам, панно и вышивкам на шелке, эта техника находилась на довольно высокой стадии развития.

Бурение первых скважин в России относится к IX веку и связано с добычей растворов поваренной соли в районе г.Старая Русса. Соляной промысел получил большое развитие в XV-XVII вв., о чем свидетельствуют обнаруженные следы буровых скважин в окрестностях г.Соликамска. Их глубина достигала 100 м при начальном диаметре скважин до 1 м.

Первые упоминания о применении бурения для поисков нефти относятся к 30-м годам XIX века. На Тамани, прежде чем рыть нефтяные колодцы, производили предварительную разведку буравом. Очевидец оставил следующее описание: «Когда предполагают выкопать в новом месте колодец, то сначала пробуют буравом землю, вдавливая оный и подливая немного воды, дабы он ходше входил и по вынятию оного, есть ли будет держаться нефть, то на сем месте начинают копать четырехугольную яму».

Бурение нефтяных и газовых скважин – область материального производства, включающая в себя совокупность средств, способов и методов, направленных на решение комплексных задач при строительстве нефтяных и газовых скважин.

Объектами профессиональной деятельности инженера являются глубокие и сверхглубокие скважины, обеспечение всех этапов их строительства с целью поиска, разведки и эксплуатации месторождений углеводородного сырья с высокими показателями и соблюдением законов об охране недр и окружающей среды.

Доминирующие виды деятельности:

  • чтение и разработка технических чертежей;
  • определение свойств конструкционных и строительных материалов, горных пород и грунтов;
  • прочностной расчет элементов конструкций и деталей машин нефтегазового производства;
  • сбор и обработка результатов хронометражных данных функционирования объектов нефтегазового производства;
  • расчет технических, эксплуатационных и экономических параметров объектов нефтегазового производства;
  • проектирование всех этапов строительства скважин, обеспечивающие получение эффективных проектных разработок и отвечающие требованиям перспективного развития отрасли;
  • расчеты, обеспечивающие успешное бурение нефтяных и газовых скважин, и оформление технологических и технических решений;
  • использование методов технико-экономических показателей работы буровых бригад с целью выявления резервов повышения эффективности производства;
  • знание основной руководящей отраслевой документации;
  • использование методов контроля технической и трудовой дисциплины в условиях производства;
  • соблюдение техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты, охраны окружающей среды;
  • выполнение трудовых операций, возложенных на членов буровой бригады;
  • измерение свойств буровых промывочных и тампонажных растворов;
  • использование геологической, геофизической и другой промысловой информации для анализа горно-геологических условий при бурении скважин с целью предупреждения аварий, осложнений и брака в работе.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности
(профессионально-важные качества):

Способности:

  1. технические способности;
  2. хорошая память;
  3. математические способности;
  4. способность воспринимать большое количество информации;
  5. способность сопоставлять и анализировать множество разрозненных фактов;
  6. гибкость мышления (способность изменять планы, способы решения задач под влиянием изменений ситуации);
  7. способность переносить длительное физическое и психическое напряжение в различных погодных условиях;
  8. высокий уровень концентрации, распределения и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени заниматься определенным видом деятельности, уделять внимание нескольким объектам одновременно);
  9. способность и принимать и внедрять новое на практике

Личностные качества, интересы и склонности:

  1. методичность, рациональность;
  2. любознательность;
  3. самостоятельность;
  4. аккуратность;
  5. настойчивость;
  6. наблюдательность;
  7. изобретательность;
  8. терпеливость

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  1. отсутствие математических способностей;
  2. невнимательность, рассеянность;
  3. безынициативность;
  4. отсутствие аналитических способностей;
  5. безответственность;
  6. отсутствие технических способностей;
  7. быстрая психическая и физическая утомляемость;
  8. низкое развитие моторных навыков;
  9. нервно-психическая неустойчивость.

Области применения профессиональных знаний:

  1. научно-исследовательские институты;
  2. предприятия нефтегазового профиля;
  3. учебные заведения (техникумы, колледжи, технические вузы).

Классификационная карточка профессии*

Наименование профессии

инженер

Доминирующий способ мышления

Адаптация – координация

Область базовых знаний №1 и их уровень

Наука и техника, уровень 3, высокий (теоретический).

Область базовых знаний №2 и их уровень

Наука и техника, уровень 2, (практическое использование знаний)

Профессиональная область

Топливно-энергетический комплекс

Межличностное взаимодействие

Частое по типу «рядом»

Доминирующий интерес

исследовательский

Дополнительный интерес

предпринимательский

Условия работы

В помещении, вне помещения, мобильный

Дата изменения страницы 07.09.2010