Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Эльба Ивановна Назарова: «Нас хорошо учили»

Почти 60 лет тому назад, в 1953 году в Архангельском педагогическом институте была набрана очередная группа студентов-физиков из 28 девчонок и одного юноши.
Через 4 года этим внешне почти не изменившимся девушкам и единственному молодому человеку вручили дипломы о высшем образовании, в которых молодые люди были названы учителями физики и электротехники.
Разъехавшись по местам своего «распределения» и встав перед классом, мы с радостью осознали, что, оказывается, что-то умеем, чему-то научились за прошедшие 4 года учёбы.

Оказалось, что мы умеем овладевать вниманием класса, а классы нередко были по 40 человек. Оказалось, что наши преподаватели научили нас тому, что называется в методике «постановкой темы урока», то есть мы знали, как возбудить интерес и даже были способны возбудить интерес учащихся к физическим явлениям и проблемам. Мы уже тогда понимали, что урок, на котором ученикам неинтересно — это плохой урок.

Подготовка к уроку, как учил нас Валерий Анатольевич Ивонинский, — это такая же важная часть урока, как и проведение самого урока, а на первых порах даже более важная. Подготовка к уроку, по мнению нашего методиста, должна начинаться с подробного конспекта по принципу «учитель — ученик». На педпрактике, например, такой конспект одного урока переписывался по 3–4 раза, а объём его равнялся школьной тетради в 12–18 листов. Нам рекомендовали писать именно такие конспекты к каждому уроку в течение всего первого года работы в школе, что мы и делали вполне добросовестно.

Личный пример добросовестного отношения к делу давали нам наши преподаватели: Дубровин Павел Васильевич, Чирцов Антон Дмитриевич, Кузнецов Борис Алексеевич, Ивонинский Валерий Анатольевич и др.

Павел Васильевич не только читал понятные и интересные лекции по общей физике, но и никогда не забывал обратить наше внимание на методику изложения, рассматривал разные варианты изложения материала.

В то время студенты-физики не спешили домой после лекций, а оставались в аудиториях и лабораториях. Собравшись маленькими группами, решали задачи или готовились к лабораторным работам. В таких случаях нередко заглядывал в аудиторию Павел Васильевич, чтобы побеседовать с нами … о физике. Темы бесед возникали произвольно, но диапазон их простирался от объяснения каких-то конкретных явлений до философского их осмысления. Павел Васильевич, что называется, «будил нашу мысль». Беседы с ним обогащали и воспитывали.

Антона Дмитриевича Чирцова и его лабораторию демонстрационного эксперимента мы славили! Пройдя практикум в этой лаборатории, мы не встречали в школе прибора, который был бы нам неизвестен. Чем больше по размерам был в школе физкабинет, чем больше в нём было шкафов, забитых приборами, тем радостнее было начинать работу, потому что «всё можно было показать». «Сначала показать явление, потом его объяснить» — таким был подход к изучению физики в этой лаборатории.

Зачёт по изготовлению прибора собственными руками — вот, наверное, вершина этого учебного курса, называемого методикой демонстрационного эксперимента. Где-нибудь в шкафах или на складе этой лаборатории можно найти, например, трансформатор Тесла со вторичной катушкой метровой длины. Сноп разряда с шарика этой катушки имел длину 10–15 см. Мы были горды этой своей «игрушкой»: все её элементы сделаны руками двух девушек-студенток, Лены Докучаевой и автора этих воспоминаний.

Чтобы мы могли такой прибор сделать, нас «пропустили» через учебные мастерские. Сначала работа с деревом, потом с металлом, потом со стеклом, со схемами, затем черчение, изготовление плакатов, пайка. Мы умели всё, что от нас мог потребовать школьный кабинет физики.

Вспоминается, что к началу 1,5-часового практикума всегда все приборы в лаборатории демонстрационного эксперимента были в идеальном рабочем состоянии. Две замечательные женщины-лаборантки, фамилии которых, к сожалению, не запомнились, тоже остались в памяти, как образец исполнения лаборантских обязанностей (выполнять обязанности лаборанта приходится, увы, большинству учителей физики).

Лекции по методике физики читали нам Борис Алексеевич Кузнецов и Валерий Анатольевич Ивонинский. Оригинальные методики по разным темам, предложенные Б. А. Кузнецовым, были оценены нами не всегда в первый год работы. Но по мере накопления нашего педагогического опыта приходило осознание ценности этих методик.

С особой благодарностью наш выпуск вспоминает В. А. Ивонинского, его работу во время последней педпрактики. Прежде всего, это проводимые им самим уроки. Об этих образцовых уроках мы говорили: «как симфонию разыгрывает». На подготовку и обсуждение уроков практикантов Валерий Анатольевич не жалел ни времени, ни сил. Творчество, мастерство и тактичность были перед нами в его лице. Кроме того, Валерий Анатольевич держал нас в курсе новых публикаций по методике физики.

Декан факультета Алиса Христиановна Дрихель читала физикам только курс аналитической геометрии, но присутствие Алисы Христиановны на факультете ощущалось всегда. У нас в группе училась её племянница Таня Дрихель, которая свою тётю звала Аленькой. Нам это новое имя декана очень понравилось, и мы за глаза начали звать Алису Христиановну Аленькой. Это ласковое имя отражало суть этой умной и доброй женщины. Нас, девчонок, особенно трогала её материнская забота о нас. Один эпизод — перед нашим выпускным балом Алиса Христиановна обращается к нам: «Девочки, только на балу вы не танцуйте друг с другом, мы же пригласили мальчиков».

Одним словом, наши преподаватели нас любили и всегда помнили о том, что учат тех, кто сам скоро станет учить других, и они хотели, чтобы их любовь передавалась дальше.

В этом году нас собрало вместе желание вспомнить свою молодость и свою альма-матер, которой мы гордимся и сейчас, через 55 лет после расставания с ней.

Эльба Ивановна Назарова,
выпускница физико-математического факультета АГПИ 1957 года

по материалам сайта: http://physics.pomorsu.ru/old/vips/1957nazarova_vospomin.php

Дата изменения страницы 24.04.2013