Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Международный курс-проект «Избранные вопросы геометрии» (Россия, Швеция, Норвегия)

Координаторы проекта:

Gunnar Soederbackagunnar@sm.luth.se Lulea, Sweden
Johan BystromJohan. Bystrom@hin.no Narvik, Norway
Наталья Ивановна Гоза  goza@atnet.ru Архангельск, Россия
Natalia Saburovasabnat-8@student.ltu.se   Lulea, Sweden

Рабочий язык курса — английский.

Основой курса-проекта «Избранные вопросы геометрии» явилось совместное изучение группой российских, шведских и норвежских студентов некоторых геометрических тем, например, таких как движения плоскости; окружности, многоугольники и их комбинации и др. Курс на английском языке читали преподаватели математического факультета ПГУ в течение недели в Архангельске.

Одной из главных целей курса явилось приобретение опыта плодотворной работы в международной группе, умения налаживать общение, успешное сотрудничество с представителями других стран, знакомство с традициями и особенностями культуры, обмен опытом в различных сферах жизни. Поэтому вторая часть проекта состояла из посещения студентами уроков геометрии в школах Архангельска (школы одаренных детей Приморского района и школы Бурчевского), сравнения образовательных систем и преподавания математики в России, Швеции и Норвегии, знакомства с историческими и культурными достопримечательностями, неформального общения со студентами и школьниками.

Студенты выполняли также подготовительную работу, коллективно решая тест, составленный из задач на повторение ранее изученного материала.

При реализации курса-проекта применялось сочетание технологии обучения в сотрудничестве и метод проектов. На семинарах самостоятельная работа студентов была организована в четырех международных группах, каждой из которых для совместного решения предлагался набор задач из предложенного по данной теме общего списка.

Основные принципы технологии обучения в сотрудничестве, которым мы следовали, предполагали, что группа получает одну на всех отметку или одно количество кредитов, выполняя одно общее для всей группы задание; каждый студент работает самостоятельно, но в постоянном контакте и взаимодействии с другими членами группы; каждый член группы несет индивидуальную ответственность за общий успех или неуспех; каждый студент имеет равные возможности достижения успеха, т. к. сравнение проводится с собственными, ранее достигнутыми результатами, а не с результатами других студентов.

Применение технологии обучения в сотрудничестве позволяли решать «задачи личностно-ориентированного подхода на этапе усвоения знаний, формирования интеллектуальных умений, необходимых и достаточных для дальнейшей самостоятельной исследовательской и творческой работы в проектах».

На заключительном этапе после прохождения полного курса (по 15 часов лекций и семинаров) студенты писали тестовую работу и каждая группа оформляла единый отчет.

Метод проектов предполагал не только совместное освоение теоретического материала и решение блока предлагаемых задач, но и, в данном варианте, написание общего отчета каждой международной группой. Первая часть отчета — математическая, с решениями задач, отобранными самими студентами. Вторая часть включала впечатления студентов о новых друзьях, совместной работе в международной группе, плодотворности сотрудничества, о том, что нового они узнали, чему научились, насколько успешен и полезен был именно этот курс.

Историческая справка

Данный курс проводился на базе института математики и компьютерных наук (тогда математического факультета ПГУ имени М. В. Ломоносова) в 2002, 2004 и 2006 г. По итогам курса иностранные студенты получали по 2 кредита ECTS, а российские студенты — зачёт.

Осень 2002 г.: 9 студентов из Технического Университета г. Лулео (Швеция) и 15 студентов математического факультета ПГУ, г. Архангельск.

Весна 2004 г.: 11 студентов из Технического Университета г. Лулео (Швеция) и 14 студентов математического факультета ПГУ и 3 студента строительного факультета АГТУ, г. Архангельск.

С 24 марта по 1 апреля 2006 г. (первая часть проекта — Архангельск, Россия):
7 студентов из Технического Университета г. Лулео (Швеция), 5 студентов из Университетского колледжа г. Нарвик (Норвегия), 18 студентов математического факультета ПГУ.

Программа занятий: Pavel D. Andreev «Motions (Isometries) of a Plane», Natalja I. Goza «Applying Isometries in Plane in Construction Problems», Elena F. Fefilova «Polygon and Circle», Boris M. Postnikov «Some Examples of the Application of Differential Calculus in Geometry», Vjacheslav v. Teplyakov «Methods of Approach to Solving Geometric Problems».

май 2006 г. (вторая часть проекта — Лулео, Швеция) 7 студентов из Технического Университета г. Лулео (Швеция), 12 студентов математического факультета ПГУ, где вместе со шведскими коллегами наши студенты изучали применение компьютерных программ при решении математических задач.

Тем самым, в процессе осуществления этого курса, мы приобрели опыт решения проблемы согласования оценок и кредитов, а также расширили возможности обмена студентами, аспирантами и преподавателями. Так в рамках этого курса 3 преподавателя и 2 аспиранта выступили с докладами по своей научной тематике на семинарах Департамента математики Технического университета г. Лулео. В курсе-проекте за три года приняли участие около 50 студентов математического факультета ПГУ и 3 студента АГТУ. Преподавателями математического факультета ПГУ была издана учебно-методическая разработка «Selected Problems of Geometry» с материалами данного курса на английском языке.


Дата изменения страницы 23.08.2012