Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Автоматизация технологических процессов и производств

Автоматизация – одно из направлений научно-технического прогресса, находит выражение в применении саморегулирующих технических средств, экономико-математических методов и систем управления, освобождающих человека полностью от непосредственного участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации. Требует дополнительного применения контрольных устройств, использующих электронную технику и методы вычислений, копирующие нервные и мыслительные функции человека.

Автоматизация технологического процесса – это совокупность методов и средств, предназначенная для реализации системы или систем, позволяющих осуществлять управление производственным процессом без непосредственного участия человека.

Основными целями автоматизации технологического процесса являются:

  • Повышение эффективности производственного процесса 
  • Повышение безопасности производственного процесса.

Цели достигаются посредством решения следующих задач автоматизации технологического процесса:

  • Улучшение качества регулирования
  • Повышение коэффициента готовности оборудования
  • Улучшение эргономики труда операторов процесса

Решение задач автоматизации технологического процесса осуществляется при помощи:

  • внедрения современных методов автоматизации;

внедрения современных средств автоматизации.

Как правило, в результате автоматизации технологического процесса, создаётся АСУ ТП.

Автоматизация технологических процессов в рамках одного производственного процесса позволяет организовать основу для внедрения систем управления производством и систем управления предприятием.

В связи с различностью подходов различают автоматизацию следующих технологических процессов:

  • Автоматизация непрерывных технологических процессов (Process Automation)
  • Автоматизация дискретных технологических процессов (Factory Automation)
  • Автоматизация гибридных технологических процессов (Hybrid Automation)

За время учебы студенты, обучающиеся по этой специальности, получают фундаментальную подготовку по естественнонаучным дисциплинам, а также изучают профессиональные дисциплины, такие как: технологические процессы и производства, производственное оборудование и его эксплуатация, микропроцессорные системы управления, программные средства систем управления, ЭВМ и аппаратные средства систем управления, проектирование систем управления, компьютерная графика, системы передачи информации и многое другое. Учебные и производственные практики студенты проходят на предприятиях и организациях города и области.

Профессиональная деятельность выпускников связана с проектированием, изготовлением, настройкой и эксплуатацией автоматизированных и автоматических компьютерных систем управления технологическими процессами в производстве и бизнесе.

Доминирующие виды деятельности:

· создание и реализация моделей систем автоматического управления и их исследования;

· использование информационных систем, систем автоматизированного проектирования и исследования современных систем управления;

· составление расчетных схем для анализа и синтеза сложных электронных и электромеханических систем;

· использование пакетов прикладных программ по моделированию и расчету линейных и нелинейных моделей автоматических систем и электронных устройств различных типов;

· участие в экспериментальных исследованиях автоматических и автоматизированных систем управления;

· чтение и анализ основных типов схем систем автоматического управления;

· анализ и оценка степени экологической опасности и опасности производственной деятельности человека на стадиях исследования, проектирования, производства и эксплуатации технических объектов.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (профессионально-важные качества):

Способности:

· технические способности;

· математические способности;

· логическое мышление;

· хорошая координация движений;

· способность сопоставлять и анализировать множество разрозненных фактов;

· гибкость мышления (способность изменять планы, способы решения задач под влиянием изменений ситуации);

· высокий уровень концентрации, распределения и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени заниматься определенным видом деятельности, уделять внимание нескольким объектам одновременно);

· хорошая реакция;

· хорошее развитие всех видов памяти;

· развитие мелкой моторики рук;

· способность и принимать и внедрять новое на практике.

Личностные качества, интересы и склонности:

· внимательность;

· терпеливость;

· настойчивость;

· целеустремленность;

· тщательность;

· склонность к работе с техническими устройствами;

· уверенность;

· ответственность;

· аккуратность;

· изобретательность;

· терпеливость.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

· отсутствие склонности к работе с техническими устройствами;

· неспособность к работе, требующей повышенного внимания;

· чрезмерная подвижность;

· сильная близорукость;

· неосторожность;

· безответственность;

· отсутствие аналитических способностей;

· отсутствие технических способностей;

· низкое развитие моторных навыков.

Области применения профессиональных знаний:

· производственные и промышленные предприятия;

· научно-исследовательские организации;

· предприятия химической, целлюлозно-бумажной и лесной промышленности;

· энергетические предприятия и фирмы;

· предприятия и фирмы, работающие в области компьютерных технологий;

· предприятия связи;

· учебные заведения (техникумы, колледжи, технические вузы).

Классификационная карточка профессии

Наименование профессии

инженер

Доминирующий способ мышления

Адаптация – координация

Область базовых знаний №1
и их уровень

Физика, теория автоматического управления, электротехника, уровень 3, высокий (теоретический).

Область базовых знаний №2
и их уровень

Проектирование систем автоматизации, информатика, навыки монтажа систем автоматики уровень 2, (практическое использование знаний)

Профессиональная область

Автоматизированные технологии и производства

Межличностное взаимодействие

Частое по типу «рядом»

Доминирующий интерес

реалистический

Дополнительный интерес

исследовательский

Условия работы

В помещении, мобильный

Дата изменения страницы 14.04.2011