Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Общеуниверситетские курсы по выбору

Б 1 Информационная культура личности (кафедры философии) (3-4 курсы)

Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина относится к циклу «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» (курсы по выбору). Обучение осуществляется на протяжении одного семестра.

Желательно в 3 семестре.

Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины <з> Целью освоения дисциплины «Информационная культура личности» является вооружение обучаемых знаниями, умениями и навыками информационного самообеспечения их учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности.

Результатом изучения этого курса будет являться овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом; освоение формализованными методами аналитико-синтетической переработки информации; овладение традиционной и компьютерной технологией подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности.

Выполнение цели предполагает решение следующих задач:

  • освоение студентами рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии со своими интересами, потребностями, возникающими в ходе обучения задачами;
  • овладение методикой обработки информации;
  • изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов учебной и научно-исследовательской работы.

Количество зачетных единиц/часов на освоение программы учебной дисциплины

Общая учебная нагрузка студента 108 часов, в том числе:

  • обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 40 часов;
  • самостоятельная работа обучающегося 68 часов;
  • форма контроля зачет.

Краткое содержание дисциплины «Информационная культура личности»

Информация. Информационный сервис. Общекультурные компетенции специалиста в области информационной деятельности

  • Понятие «информация». Информационная грамотность.
  • Социальная информация; свойства информации; виды информации.
  • Нормативно-правовые основы информационной деятельности.
  • Понятия «информатизация», «информационные ресурсы», «документ», документальный поток«. Классификация информационных ресурсов.
  • Понятие «информационный продукт». Виды информационных продуктов.
  • Понятие документа. Первичные и вторичные документы.
  • Аналитико-синтетическая переработка информации. Признаки произведений печати. Функции документа. Классификация документов, различные аспекты классификации.

Библиотека в системе культуры. Информационные ресурсы библиотек

  • Краткая история библиотек.
  • Участники информационного рынка. Системы поиска информации. Основные типы информационно-поисковых задач.
  • Библиотека как информационно-поисковая система. Справочные фонды библиотек. Каталоги. Картотеки. Библиографическая продукция. Справочные издания. Электронные базы данных.
  • Информационные ресурсы Научной библиотеки Северного (Арктического) федерального университета имени М.В.Ломоносова.
  • Работа с электронными каталогами и ресурсами НБ САФУ, АОНБ, РГБ, РНБ, ИНИОН.
  • Информационные полнотекстовые ресурсы в сети Интернет. Электронные библиотечные системы. Система Антиплагиат.

Оформление результатов учебной и научной работы

  • Поиск и отбор информации. Работа с источниками информации. Основные виды анализа научного текста. Технология подготовки аннотации, реферата, конспекта, тезисов, научного доклада, презентации, научной статьи, эссе, рецензии.
  • Аттестационная работа, её структура и оформление. Размещение ссылок в тексте работы. Подготовка и оформление библиографического списка литературы.
  • Описание различных видов произведений печати.

Научно-исследовательская деятельность в области работы с информацией

  • Методика социологических исследований. Практикум по проведению исследований.

Б1 Основы предпринимательской деятельности (Кафедра менеджмента) (3-4 курсы)

Цели освоения дисциплины

Целью дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» является изучение теории и вопросов практики предпринимательской деятельности как системы экономических, организационных и правовых отношений в рамках предпринимательских единиц.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Б1.ДВ Дисциплина по выбору из цикла Б1"Гуманитарный, социальный и экономический цикл" для всех направлений подготовки бакалавров, кроме ООП по укрупненной группе направлений 080000 Экономика и управление.

Краткое содержание дисциплины

Содержание предпринимательской деятельности: объекты, субъекты и цели предпринимательства, внутренняя и внешняя среда. Предпринимательская идея и её выбор. Логическая схема открытия собственного дела. Государственная регистрация предпринимателей, лицензирование деятельности, уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Бизнес-план по открытию собственного дела. Требования к бизнес-планам на международном, федеральном и региональном уровнях. Государственная поддержка предпринимательства. Регулирование коммерческой деятельности. Принятие предпринимательского решения: типы предпринимательских решений и экономические методы принятия предпринимательских решений. Внутрифирменное предпринимательство: сущность, цели и качественные признаки. Основы построения оптимальной структуры предпринимательской деятельности. Культура предпринимательства. Оценка эффективности предпринимательской деятельности.

Б1 Региональная экономика (Кафедра менеджмента) (3-4 курсы)

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Региональная экономика» является развитие системного мышления студентов бакалавриата путем ознакомления с современным принципами и подходами к районированию, закономерностями и факторами размещения производительных сил, расширения знания об отраслевой и территориальной структуре хозяйства и экономических связях России. Изучение курса позволит будущим специалистам учитывать комплекс природно-экономических, демографических, экологических и иных условий определенной территории, анализировать основные экономические события в своей стране и перспективы развития конкретного экономического района.

Место дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата

Б1.ДВ Дисциплина по выбору из цикла Б1"Гуманитарный, социальный и экономический цикл" для всех направлений подготовки бакалавров, кроме ООП по укрупненной группе направлений 080000 Экономика и управление.

Краткое содержание дисциплины

Регион как объект хозяйствования и управления. Предмет, задачи, методы исследования региональной экономики. Современные проблемы науки. Связь с другими дисциплинами. Экономико-географическое положение России. Административно-территориальное деление РФ. Природные условия и ресурсы России. Население и трудовые ресурсы России. Уровень развития, динамика основных показателей хозяйства России. Структура хозяйства (отраслевая и территориальная). Факторы размещения и развития хозяйства России. Экономические связи России со странами дальнего и ближнего зарубежья. История формирования экономических районов России. Современное экономическое районирование. Современные понятия «макрорегион» и «экономический район». Районообразующие факторы. Сущность специализации и комплексного развития экономического района. Характеристика экономических районов России. Региональная политика в РФ.

Б1 Менеджмент (Кафедра менеджмента)

Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины — овладение теорией и практикой управления организациями. Для достижения цели должны быть решены следующие основные задачи: изучить методологические основы менеджмента, сформировать у студентов умения и навыки реализации основных управленческих функций, включая принятие управленческих решений, навыки организации командного взаимодействия для решения управленческих задач, управления конфликтными ситуациями, создания условий для социального партнерства.

Место дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата

Б1.ДВ Дисциплина по выбору из цикла Б1"Гуманитарный, социальный и экономический цикл" для всех направлений подготовки бакалавров, кроме ООП по укрупненной группе направлений 080000 Экономика и управление.

Краткое содержание дисциплины

Фундаментальные основы менеджмента: сущность и основные категории. Эффективность менеджмента. Моделирование в менеджменте. Основные этапы развития менеджмента как науки и профессии. Основные теории и концепции взаимодействия людей в организации. Организация как система и объект управления: виды организации, внутренняя и внешняя среда организации, типы организационных структур. Принципы развития и закономерности функционирования организации. Основные функции менеджмента: планирование, организация, координация, контроль, мотивация и стимулирование. Роли, функции и задачи менеджера в современной организации. Постановка целей. Виды и методы организационного планирования. Основные процедуры внутриорганизационного контроля. Делегирование прав, полномочий и ответственности. Персонал-менеджмент: уровни менеджера, управленческие решения. Командообразование и лидерство. Разработка управленческих решений.

Б1 Управление человеческими ресурсами (Кафедра менеджмента) (3-4 курсы)

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Управление человеческими ресурсами» являются формирование у студентов целостной системы знаний, связанных с целенаправленным воздействием на трудовой коллектив предприятия для обеспечения его эффективного функционирования, а также достижение работниками личных целей, овладение организационными формами и методами работы в области управления человеческими ресурсами организации в современных условиях.

Место дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата

Б1.ДВ Дисциплина по выбору из цикла Б1"Гуманитарный, социальный и экономический цикл" для всех направлений подготовки бакалавров, кроме ООП по укрупненной группе направлений 080000 Экономика и управление.

Краткое содержание дисциплины

Историческое развитие теории управления человеческими ресурсами. Предприятие и рынок труда. Организация труда на предприятии. Основные функции и подсистемы управления человеческими ресурсами в организации. Методологические основы управления человеческими ресурсами. Основы руководства. Принципы и методы управления трудовой группой. Кадровое планирование. Процесс набора и отбора персонала. Ориентация и продвижение персонала. Планирование и анализ показателей по труду и расходов на персонал. Развитие персонала. Организация системы обучения сотрудников предприятия. Деловая карьера и ее организация Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности. Управление конфликтами в коллективе. Оценка экономической эффективности управления человеческими ресурсами.

Б1 Основы бухгалтерского учета (кафедра бухгалтерского учета) (3-4 курсы)

Цели освоения дисциплины

В ходе освоения дисциплины «Основы бухгалтерского учета» изучаются концептуальные основы бухгалтерского учета, одинаково значимые для всех экономических субъектов, независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности. Цель изучения дисциплины — дать студентам знания об основных принципах организации и ведения бухгалтерского учета; научить идентифицировать, оценивать, классифицировать и систематизировать объекты бухгалтерского наблюдения; привить навыки применения принципов обобщения учетной информации и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Основы бухгалтерского учета» относится к циклу Б-1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл.

Студент должен до начала ее изучения иметь представление о том, на каких участках своей будущей профессиональной деятельности он сможет использовать получение им знания в рамках компетенций, обусловленных спецификой его предстоящей работы.

После освоения дисциплины студент сможет самостоятельно ориентироваться в системе нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета Российской Федерации, производить сбор информации, учетную регистрацию и ее обобщение с целью составления бухгалтерской отчетности. Кроме того, владение основами бухгалтерского учета способствует формированию у студента целостного представления о деятельности экономического субъекта.

Краткое содержание дисциплины

Понятие и виды хозяйственного учета. Задачи и основополагающие принципы бухгалтерского учета. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации. Понятие предмета, объектов и метода бухгалтерского учета. Элементы метода бухгалтерского учета: документация, оценка, счета бухгалтерского учета, принцип двойной записи, калькуляция, инвентаризация имущества и финансовых обязательств, балансовое обобщение, бухгалтерская отчетность. Организация бухгалтерского учета на предприятии. Учетные регистры. Формы ведения учета. Факторы, определяющие выбор учетной политики. Порядок формирования, утверждения, изменения учетной политики. Содержание учетной политики.

Б1 Английский язык и теория межкультурной коммуникации в деловом межкультурном общении (кафедра иностранных языков)

(элективный интегративный курс английский язык +основы теории межкультурной коммуникации)

Уровень образовательной программы: базовый бакалавриат

Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл.

разработчик: ст. преподаватель кафедры иностранных языков С(А)ФУ С.Н. Пестовская

Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины:

  • повышение межкультурной компетенции студентов неязыковых специальностей — будущих участников делового диалога.
  • развитие и углубление профессионально ориентированной иноязычной компетенции студентов

Задачи дисциплины:

Совершенствование всех уровней компетенции (лингвистической, социо-культурной, стратегической и дискурсивной):

  • совершенствование монологических и диалогических умений на основе проблемного обсуждения материалов учебных пособий (с привлечением Интернет-ресурсов)
  • развитие навыков чтения и письменной речи в сфере делового межкультурного общения, навыков обработки информации (реферирование, аннотирование и др.) студентами, уже владеющими иностранным языком, но которым необходимо усовершенствовать его по специальности

Формирование компетенции межкультурного общения — необходимого элемента обучения успешному иноязычному общению. Повышение компетенции студентов в общении с представителями разных социальных и культурных систем, формирование толерантности к чужим культурам; лучшее понимание собственной культурной идентичности и преодоление этноцентризма:

  • знакомство с основными понятиями теории межкультурной коммуникации
  • знакомство с основными обычаями, традициями и методами ведения бизнеса в разных странах

Содержание разделов дисциплины

Программа обучения деловому иностранному языку реализовывается на фоне общекоммуникативной направленности обучения и междисциплинарного подхода. Основное внимание уделяется коммуникативному и культурологическому аспектам.

Языковой (лингвистический) и тематический материал изучается в единстве и последовательно при комплексном использовании четырех видов речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме. Поступательное развитие навыков устной и письменной речи происходит на каждом практическом аудиторном занятии под руководством преподавателя и подкрепляется самостоятельной работой студента. Практические занятия предполагают подготовку к межкультурному общению при помощи активных методов обучения: обсуждение многообразия культурно-обусловленных параметров делового общения, анализа конкретных ситуаций межкультурного общения в повседневной и профессиональной деятельности, моделирующих упражнений, ролевых и деловых игр.

Тема 1. Культура и её связь с коммуникацией. Межкультурная коммуникация. Язык и культура: вербальная коммуникация.

Определения культуры. Связь культуры и коммуникации. Определение межкультурной коммуникации. Многообразие культурных характеристик, культурные параметры Хофстеда. Национально-культурная специфика речевого поведения.

Тема 2. Невербальные процессы в межкультурной коммуникации.

Значение невербального компонента в коммуникации. Средства невербальной коммуникации, детерминированные культурой: язык жестов, мимика, внешность, одежда, зрительный контакт, пространственное и временное поведение.

Тема 3. Многообразие социокультурных параметров в международном бизнесе и их проявление в ситуации делового общения.

Основные обычаи, традиции и методы ведения бизнеса в разных странах.

Тема 4. Феномен корпоративной культуры.

Способ управления, роль иерархии, распределение обязанностей, планирование, сотрудничество, индивидуальная работа и работа в команде, организация рабочего дня, проведение собраний и деловых встреч. Мобильность персонала.

Тема 5. Проблемы межкультурной коммуникации и развитие коммуникативной компетенции.

Потенциальные проблемы в межкультурной коммуникации: стереотипизация, этноцентризм, культурный шок. Развитие компетенции межкультурного общения.

Б1 Основы делового английского языка (кафедра иностранных языков)

Разработчик программым: Пестовская С. Н., старший преподаватель кафедры иностранных языков САФУ

Уровень образовательной программы: базовый бакалавриат

Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл.

разработчики: ст. преподаватель кафедры иностранных языков САФУ С.Н. Пестовская, зав. кафедры иностранных языков, к.п.н., доцент М.А. Коптяева

Цель дисциплины:

  • развитие и углубление профессионально ориентированной иноязычной компетенции студентов

Задачи дисциплины. Студент, освоивший программу, должен

обладать коммуникативной языковой компетенцией, которая включает:

  • лингвистический компонент (знание языковой системы английского языка и ее элементов в целях реализации делового общения);
  • социолингвистический компонент (эффективно использовать язык в социальном контексте);
  • прагматический компонент (эффективно выстраивать речь в соответствии со схемами взаимодействия в рамках делового общения).

владеть:

  • навыками делового общения на английском языке, словарным запасом по тематике общего и делового английского языка, грамматическими нормами английского языка.

уметь:

применять разговорный английский язык в различных ситуациях социальной жизни и работы; вести общение на общеделовую тематику с пониманием и чётким разграничением стилей, применяемых в ситуациях делового и повседневного социального общения; различать общепринятые нормы языка в рамках деловых ситуаций и социальных; применять английский язык при общении с зарубежными друзьями, коллегами; обрабатывать деловую корреспонденцию и писать некоторые виды деловых писем; читать и понимать информационные материалы общеделовой тематики на английском языке.

знать:

особенности делового общения как особого вида коммуникации, специфику делового общения, устные и письменные формы деловой коммуникации в пределах базовых ситуаций.

Содержание разделов дисциплины

Тема 1 «Знакомство»

Правила речевого этикета. Персональная информация: о себе, семья и ближайшее окружение

Тема 2 «Путешествие»

Деловая поездка. Организация поездки. Виды транспорта. Выезд за рубеж. Прибытие в страну. Быт и сервис.

Тема 3 «Основные сведения о международном общении. Специфика деловой коммуникации»

Международное деловое общение как особый вид коммуникации. Кросс-культурная компетенция как часть коммуникативной компетенции. Специфика интеркультурного делового общения.

Тема 4 «Особенности национально-специфичных стереотипных ситуаций, возникающих на рабочем месте»

Компания, в которой Вы работаете. Структура компании. Содержание и перспективы работы.

Рабочий день в разных культурах. Распорядок дня, занятия в рабочее время и часы досуга.

Распорядок дня, занятия в рабочее время и часы досуга. Деньги и банковское дело. Управление личным банковским счетом. Кредитные карты. Ссуды и займы.

Тема 5 «Знакомство с дискурсивными стратегиями, свойственными социуму страны изучаемого языка при решении проблем, возникающих в ходе ведения бизнеса»

Особенности ведения бизнеса в разных культурах. Определение причин проблем. Пути решения. Типовые ошибки в международной деловой коммуникации

Особенности ведения бизнеса в разных культурах. Стереотипы. Культурный шок.

Тема 6 «Письменные формы деловой коммуникации на английском языке»

Основные письменные формы делового общения на английском языке.

Ведение переписки (в т.ч. деловой). Основные модели деловых писем.

Тема. «Устройство на работу»

Сведения о профессиональной деятельности. Перспективы карьерного роста. Планы на будущее. Поиск работы, вакансии. Составление резюме. Собеседование при устройстве на работу

Б1 Деловой ИЯ (англ., нем, фр., норв.). . (кафедрой профессиональной лингводидактики)

  • Цель: изучение делового ИЯ на разных языковых уровнях (от начинающих до продвинутых).
  • Целевая группа: все курсы бакалавриата.
  • Цикл: Б1.
  • Форма обучения: аудиторная.
  • Компетенции: коммуникативная, межкультурная, социокультурная, интеллектуальная (обобщение, анализ и др.), компенсационная (адаптивная), метакогнитивная (самоорганизация и саморазвитие в учебной деятельности), ОК и ПК в соответствии с ФГОСами.

Б1 Основы профессиональной коммуникации (англ., нем, фр., норв.). . (кафедрой профессиональной лингводидактики)

  • Цель: изучение ИЯ на языковых уровнях (от В1 и выше) для различных профессий.
  • Целевая группа: 2, 3, 4 курсы бакалавриата.
  • Цикл: Б1, Б2.
  • Форма обучения: аудиторная.
  • Компетенции: коммуникативно-профессиональная, профессионально-деловая, социокультурная, общепрофессиональная, ОК и ПК в соответствии с ФГОСами.

Б1 Основы профессионального перевода (англ., нем, фр., норв.). . (кафедрой профессиональной лингводидактики)

  • Цель: изучение основных техник перевода для различных профессий.
  • Целевая группа: 3-4 курсы бакалавриата.
  • Цикл: Б1, Б2.
  • Форма обучения: аудиторная.
  • Компетенции: ОК и ПК в соответствии с ФГОСами.

Б1 Основы академического ИЯ (англ., нем, фр., норв.) (кафедрой профессиональной лингводидактики)

  • Цель: изучение основ ИЯ для академических целей (от В1 и выше) для различных профессий.
  • Целевая группа: 3, 4 курсы бакалавриата.
  • Цикл: Б1, Б2.
  • Форма обучения: аудиторная.
  • Компетенции: научно-коммуникативная, социокультурная, общенаучная, ОК и ПК в соответствии с ФГОСами.

Б1 Основы межкультурной коммуникации (англ., нем.). (кафедрой профессиональной лингводидактики)

  • Цель: изучение особенностей межкультурной коммуникации (от В1 и выше).
  • Целевая группа: 3,4 курсы бакалавриата.
  • Цикл: Б1, Б2.
  • Форма обучения: аудиторная.
  • Компетенции: межкультурная, социокультурная, ОК и ПК в соответствии с ФГОСами.

Б1 Международная деловая корреспонденция (англ., нем.).

  • Цель: изучение особенностей, форм и способов международной деловой корреспонденции (от А2 и выше).
  • Целевая группа: все курсы бакалавриата.
  • Цикл: Б1, Б2.
  • Форма обучения: аудиторная.
  • Компетенции: коммуникативная, межкультурная, социокультурная, ОК и ПК в соответствии с ФГОСами.
Дата изменения страницы 07.05.2014