Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Новости Высшей школы психологии и педагогического образования

Шпаргалка от психолога: советы по подготовке к экзаменам
13.10.2017
Шпаргалка от психолога: советы по подготовке к экзаменам

Эти советы помогут стать не просто студентом с хорошей зачеткой, но и отличным специалистом. Наталья Симонова, профессор кафедры психологии, доктор психологических наук дала полезные рекомендации по успешной подготовке к экзамену.

  • Напишите детальный план подготовки.

Лучше уже сейчас. Оцените ситуацию: подумайте, сколько у вас осталось времени и как много его придется затратить на подготовку. Помните, что съесть слона сразу не получится, а по частям — вполне возможно. Познакомьтесь с документом под названием «Образовательная программа» и электронным учебно-методическим комплексом по вашей специальности на платформе Sakai. Это поможет не только понять, что вы должны знать, но и определить важность этого предмета в вашей подготовке как специалиста. У вас есть вопросы к экзамену, значит, нужно этим воспользоваться!

  • Заложите в план 20-40% свободного времени.

Это время пойдет на не запланированный вами отдых и непредвиденные обстоятельства. Потратили на подготовку вопроса вместо двух часов — три? Вас отвлекли внезапные неотложные дела? Вы чрезмерно утомлены? Эти несколько процентов спасут ваши нервы и успеваемость.

  • Сон и отдых тоже должны входить в ваше расписание подготовки.

Чтобы информация осталась в долговременной памяти, нужно спать. Во сне происходят биохимические процессы, которые переносят информацию из кратковременной памяти в долговременную. Сон наряду с правильным питанием и прогулками на свежем воздухе обеспечивают необходимый физиологический базис умственной работоспособности.

  • С начала семестра нужно позаботиться об адекватных источниках информации.

Посмотрите список рекомендуемой литературы уже сейчас, чтобы не быть удивленным его объемом в конце семестра. Изучите доступные электронные ресурсы по предмету. Анализировать и находить источники непосредственно перед экзаменом поздно, а в начале семестра — в самый раз. Есть даже готовые курсы ведущих университетов по некоторым предметам с лекциями мировых звезд науки.

  • Организуйте эффективную коммуникацию в своей группе.

Часто преподаватели исходят из того, что между студентами существует эффективная коммуникация. Человек социален по своей природе, и эффективность обучения увеличивается при взаимопомощи поиске нужной адекватной информации, обсуждении сложных вопросов. Психологи активно пользуются высказыванием Рубинштейна: формулируя мысль, мы формируем ее. То есть, когда вы рассуждаете на тему с другими людьми, вы начинаете осознавать вопрос.

  • Группа — ваш помощник.

Довольно часто практикуется распределение вопросов между членами студенческой группы перед семинарами. Это имеет и плюсы, и минусы. С одной стороны, готовиться надо по всем вопросам каждому, но с другой — лучше часть, чем ничего. Очень важна коллективная ответственность: подготовившие вопрос должны снабдить всех материалами, то есть вопрос нужно готовить на совесть — так, чтобы и остальным было понятно. Необходимо отразить все в презентации или в опорном конспекте, удобных для подготовки к зачету или экзамену.

  • Наращивайте интеллектуальную мощность.

Пользоваться только плодами чужого не нужно — это разлагает. Современная наука говорит, что мозг не должен бездействовать — только так вы нарастите свою интеллектуальную мощность и освоите любой материал. Образно говоря, мозг — это мышца, которую нужно тренировать, поэтому работайте дома, в библиотеке, на семинарах.

  • Пишите шпаргалки, но не пользуйтесь ими.

Есть мнение, что шпаргалки от руки писать полезно, потому что включается моторная память. Еще шпаргалка — это сжатое изложение материала, а чтобы его правильно сократить, нужно обдумать. Как говорят, хорошие ученики пишут шпаргалки, но ими не пользуются.

  • Скачанные и распечатанные шпаргалки — это медвежья услуга, и я рассматриваю такие шпаргалки как неуважение студента к себе и к преподавателю.

Преподаватель одним точным вопросом сможет выяснить, понимаешь ты то, о чем говоришь, или нет. Я люблю поговорить со студентом на зачете или экзамене по теме вопроса. Один-два коротких вопроса вполне достаточно. Никогда не проверяю, списывает ли кто-то. Если студент понимает предмет разговора, то для меня неважно, ходил или не ходил на пары. Но преподаватели бывают разные: кому-то, например, нужно посещение всех лекций. Поэтому…

  • Узнайте требования преподавателя.

Поговорите со студентами старших курсов и понаблюдайте самостоятельно, чтобы успешно пройти это испытание.

  • Побороть тревогу поможет четкий позитивный образ экзамена.

Если у вас есть четкое представление о том, что вас ждет на экзамене, вы меньше тревожитесь по этому поводу. Тревога ухудшает память и забирает энергию, которую вы могли бы направить на обдумывание вопроса, поэтому очень важно создать в своем воображении четкий и позитивный образ экзамена.

  • Учитесь демонстрировать уверенность.

Уверенный тон и отсутствие тревожных жестов помогут расположить к себе преподавателя. Тревожные жесты могут означать, что вы совсем не знаете вопроса и не разбираетесь в теме, поэтому учитесь контролировать жестикуляцию.

  • Начинайте с того, что знаете наверняка, и не бойтесь привлекать дополнительные сведения.

Начинайте всегда с тех фактов, в которых вы уверены. Первое впечатление очень важно, и хорошее начало придаст вам убедительности рассуждениях. Излагая вопрос, привлекайте дополнительные сведения из смежных тем — это покажет ваше владение материалом и умение выстраивать связи.

  • Не бойтесь показать, что вы больше разбираетесь в теории вопроса, чем в практике. И наоборот.

Все мы разные, и на разном акцентируем свое внимание. Не стесняйтесь продемонстрировать то, что лучше всего поняли в вопросе, неважно, теория это или практика. Преподаватель оценивает, прежде всего, ваше понимание.

  • Говорите своими словами, а не заученными фразами.

Свободное изложение даст преподавателю понять, что вы осмысленно подходите к изучению материала. Фразы из учебника могут натолкнуть его на мысль о том, что вы списывали, и это не лучшим образом скажется на оценке.

  • Во время ответа используйте фразы сближения.

Фразы сближения — психологический прием, который помогает установить контакт. Они могут быть такими: «Мы с вами знаем, что…», «В нашей отрасли науки важно…». Эти слова изменят позицию противостояния с преподавателем на позицию сотрудничества с ним.

  • Продемонстрируйте заинтересованность в предмете.

Интерес и желание разобраться в сложных вопросах — главное в освоении любого предмета. Однако наигранная демонстрация интереса перед опытным преподавателем вам не поможет: если не проявлять активность на семинарах и в течение семестра избегать любой работы по предмету, вряд ли вашу заинтересованность примут за чистую монету.

  • Что делать, если преподаватель вызывает страх?

Тренируйте взаимодействие. Для начала поймите, что любой преподаватель позитивно настроен на работу со студентами. Чтобы не возникало необоснованных страхов, задавайте ему вопросы, отвечайте на семинарах в течение всего семестра. Помните, что ваш настрой на общение тоже важен!

  • Примените нехитрые техники борьбы с волнением прямо на экзамене.

Поставьте на пол обе ноги и выпрямите спину. Расправьте плечи, чтобы убрать зажим, мешающий глубоко дышать. Дышите ровно, брюшным дыханием. Подышите с задержкой на выдохе. Говорите более низким голосом. Выпейте воды.

Займитесь планированием своего времени и осознанно подходите к занятиям в течение всего семестра — это обеспечит вам спокойную сессию и хорошие оценки в зачетке. О том, как правильно распределить свое время, вы узнаете из второй части советов психолога.

Возврат к списку