Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Новости поступления

Советы психолога: как родителям помочь выпускнику справиться со стрессом
03.07.2017
Советы психолога: как родителям помочь выпускнику справиться со стрессом

Отгремели школьные выпускные, в вузах начали работу приемные комиссии. Для абитуриентов и их родителей этот период неизменно сопровождается волнением. Как распознать состояние стресса и как справиться с ним — рассказывает кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии САФУ Анна Зелянина.

— Что представляет собой состояние стресса?

— Во-первых, следует сказать, что стресс — это нормальная реакция человеческого организма на «ненормальную» ситуацию. Под «ненормальностью» понимается то, что такие ситуации возникают не каждый день. Они, наоборот, необычны и при этом очень значимы для человека.

Во-вторых, стресс изначально является положительной мотивирующей силой, то есть до определенного предела он полезен. Чтобы понять, когда стресс начинает причинять вред, нужно знать, как он развивается.

— Какие существуют стадии развития стресса, и как они проявляются?

— Стресс проходит три фазы развития. Первая называется «Фаза тревоги», в ней наблюдается повышение уровня тревожности и агрессии. Человек может негативно реагировать на самые маленькие неудачи, безобидные шутки и даже проявления заботы. Не забывайте, что стресс ощущается всем организмом и его признаки касаются не только психоэмоциональной сферы. Сердечно-сосудистая система на первую фазу может реагировать кратковременным повышением артериального давления. Вместе с тем именно эта фаза является стимулом к действию, так как человек стремится преодолеть дискомфорт.

Вторая фаза — «Фаза сопротивления». Она характеризуется мобилизацией всех ресурсов организма. Благодаря этому человек за небольшое время может выполнить такой объем работы, какой в обычном состоянии выполнял бы очень долго. Данный этап также называют «фазой полезного стресса».

Если не принимать мер ослабления стрессогенных факторов, то рано или поздно человек окажется в «Фазе истощения». Об этом просигнализируют апатия, усталость, нарушения сна, постоянные головные боли, боли в мышцах, суставах, обострение хронических заболеваний, частые простуды. Перечисленные признаки — это повод обратиться к лечащему врачу, к психологу или психотерапевту. Стресс в эту фазу вреден и уже не оказывает стимулирующего воздействия.

— Чем родители могут помочь выпускнику, который близок к вредной стадии стресса или уже в ней?

— Прежде всего — отношением. Даже если ребенка тянет побыть в одиночестве, сохраняйте с ним связь. Постарайтесь, чтобы он не терял контакт и с друзьями. Было бы полезно вместе пообщаться с теми, кто уже пережил сдачу ЕГЭ и поступление в вуз. Нередко такие люди могут дать полезные советы. Если ваша семья религиозна, то уделяйте внимание вере и духовным потребностям.

Если сын или дочь переживает, что не поступит в ту высшую школу, в какую хотелось, или не сможет поступить вообще, то объясните, что из этого не нужно делать трагедию, а нужно сделать правильные выводы. В случае неудачи воздержитесь от фраз «Этого и следовало ожидать!», «Это и так было понятно, что ты ни на что не способен!», «А я тебя предупреждала...». Ребенку не станет легче от того, что вы оказались правы и еще раз укажете на то, что он не оправдал ваших надежд.

Кроме того, позаботьтесь о питательной пище для своей семьи. Еда и сон — лучшие лекарства от стресса, ведь переживает не только душа, но и тело. Спать нужно не менее 7 часов в сутки. Физические нагрузки в стрессовых ситуациях нужны обязательно, но только те, которые тренируют дыхательную и сердечно-сосудистую систему, а не нагружают их. К таким видам активности относятся плавание, езда на велосипеде, бег и просто ежедневные прогулки.

Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети хотя бы на период поступления придерживались четкого распорядка дня.

— Как абитуриент может помочь себе сам?

— На «хороший лад» помогают настраиваться приемы саморегуляции и релаксации. Например, управление дыханием. Медленное и глубокое дыхание с участием мышц живота понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению. Частое грудное дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Умение расслабить мышцы позволяет быстро восстановить силы. Попробуйте задать ритм организму с помощью монотонных действий: движений большими пальцами рук в полузамке, перебирания четок, покачивания в кресле-качалке. Пройдите по комнате несколько раз, делая на два шага вдох, на пять шагов — выдох.

Известно, что «слово может убить, слово может спасти». Именно слово запускает механизм самовнушения. Повторяйте себе простую краткую формулировку с позитивной направленностью (без частицы «не»), как будто вы уже имеете желаемое. Например, «Я поступил», но не «Я не провалюсь на экзамене». Для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»: «Именно сегодня у меня все получится»; «Именно сегодня я буду спокойным»; «Мне доставляет удовольствие вести разговор уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания». Используйте самоприказ — отрывистое распоряжение самому себе: «Разговаривать спокойно!», «Молчать!», «Не поддаваться на провокацию!». Это поможет сдерживать эмоции.

Полезно вспомнить о прошлых успехах — это вселяет уверенность. Множество положительных впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить образы, с ними связанные, возможно пережить их вновь и даже усилить. Образы открывают доступ к мощным подсознательным резервам психики. Чтобы использовать их для саморегуляции, специально запоминайте события, когда вы чувствуете себя комфортно. Закрепляйте в памяти зрительные образы, звуки, ощущения.

— Иногда родители переживают больше, чем сами абитуриенты. Как взрослым спокойно пережить поступление в вуз их ребенка?

— Стоит обратить внимание на собственное здоровье. Если появились проблемы — не занимайтесь самолечением, обратитесь к врачу. Обязательно высыпайтесь, не сидите на голодных диетах и не переедайте. Занимайтесь спортом или хотя бы найдите время для прогулок. Хорошим психотерапевтическим эффектом обладают солнце, свежий воздух, водные процедуры, массаж.

В такой стрессовой ситуации, как поступление ребенка в вуз, есть риск забыть о своей второй половинке. Помните, что ваш партнер нуждается в вас. Заботьтесь друг о друге. Находите время для общения с друзьями и близкими людьми хотя бы по телефону или в соцсетях.

Не надо думать, что жизнь ограничивается только поступлением вашего сына или вашей дочери в университет. Стройте планы, общайтесь с «прекрасным»: литературой, музыкой, живописью. Может, вам всегда хотелось изучать какой-нибудь иностранный язык — почему бы не сейчас? Развивайтесь как личность и как профессионал: читайте книги, посещайте семинары, заводите полезные знакомства.

В заключение мне хотелось бы сказать, что любая стрессовая ситуация — это сложный, но всегда важный этап в жизни каждого из нас. От того, насколько достойно мы пройдем это испытание, будет многое зависеть. Во время поступления ребенка в вуз родителям нужно вести себя так, чтобы не разрушить с ним отношения. Нужно показать, что у вашего сына или дочери есть по-настоящему близкие люди. Абитуриентам нужно постараться, чтобы при любом результате, отвечая на вопрос «Все ли я сделал для достижения успеха?», можно было с чистой совестью сказать: «Да­».

Возврат к списку