Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Программа вступительных испытаний по русскому языку

Пример текста для изложения

Требования к письменному экзамену по русскому языку

В качестве вступительного испытания по русскому языку предлагается подробное изложение с дополнительным заданием творческого характера. 

Для изложения предлагаются отрывки из художественных и публицистических произведений. Текст изложения читается экзаменатором трижды, не обсуждается и не комментируется. При необходимости трудные для написания имена собственные записываются на доске. Предлагаемый отрывок необходимо изложить достаточно подробно и как можно ближе к исходному тексту, сохраняя лицо повествователя, диалог и прямую речь, а также особенности авторского стиля. Абитуриентам будет предложено озаглавить текст. 

Экзамен длится три астрономических часа, отсчет времени начинается с момента вскрытия конверта с текстом изложения. По истечении установленного срока абитуриент должен сдать свою работу независимо от того, закончена она или нет. 

На экзамене не разрешается пользоваться словарями, справочниками и другими пособиями. 

Абитуриенту предлагаются четыре проштампованных двойных листа (два из них можно использовать для черновика). Абитуриент обязан сдать по окончании экзамена столько же листов, сколько ему было выдано. При необходимости экзаменатор может выдать дополнительные листы, сделав пометку на титульном листе. 

Фамилия абитуриента пишется только один раз — на титульном листе. Сочинения экзаменующихся шифруются, и экзаменаторы проверяют работы, не зная фамилии их авторов, поэтому ни в коем случае нельзя оставлять какие бы то ни было условные знаки, пометки на полях, иначе изложение проверяться не будет, а его автор получит неудовлетворительную оценку. 

Во время написания изложения не разрешается выход из аудитории, в крайнем случае экзаменатор может принять решение отпустить того или иного абитуриента по истечении полутора часов работы. 

В том случае, если абитуриент будет уличен в списывании, в использовании шпаргалки, он удаляется с экзамена с неудовлетворительной оценкой. 

Критерии оценки изложения

Изложение оценивается в баллах по специально разработанной шкале, включающей в себя девять параметров (критериев), характеризующих содержание, речевое оформление изложения и грамотность. При этом оценивается не работа в целом, а определенные коммуникативные навыки и умения абитуриента: 

  • умение понимать содержание (тему, идею, проблематику) исходного текста;
  • умение создавать связное высказывание;
  • умение последовательно излагать мысли;
  • умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
  • умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими нормами литературного языка.

Каждому критерию соответствует рейтинговая шкала различной длины: 0 — 5, 0 — 10, 0 — 15. Максимальное количество баллов за работу — 100, соответственно, изложение оценивается по стобалльной шкале. 

Черновик не проверяется. 

№ 

Критерии оценки изложения

БАЛЛЫ

I

Содержание изложения

1

Полнота передачи содержания исходного текста


Изложение полностью соответствует содержанию исходного текста и передает 80 — 100% его объема

10


Изложение полностью соответствует содержанию исходного текста и передает 60 — 80% его объема

5


Изложение в целом соответствует содержанию исходного текста, но передает менее 60% его объема

0

2

Подбор заголовка для исходного текста


Заголовок подобран правильно; он соответствует содержанию текста и отражает его тему или идею (авторский замысел)

10


Заголовок подобран неправильно; он не соответствует теме или идее текста илитекст изложения вообще не имеет заголовка

0

II

Речевое оформление изложения

3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения


Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения; логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушений абзацного членения текста

10


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущено не более двух логических ошибок и / или имеется не более двух нарушений абзацного членения текста

5


В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но имеется более двух логических ошибок, и / или имеется более двух случаев нарушения абзацного членения текста.

0

4

Точность передачи языково-стилистических особенностей исходного текста


В изложении точно отражены особенности языка и стиля исходного текста

10


В изложении отражены особенности языка и стиля исходного текста, но имеется не более двух случаев нарушения стилистического единства текста

5


В изложении не отражены особенности языка и стиля исходного текста и / или отсутствует стилистическое единство текста

0

III

Грамотность

5

Соблюдение орфографических норм


Орфографических ошибок нет (или одна негрубая ошибка)

15


Не более 2 ошибок

10


Не более 4 ошибок

5


Более 4 ошибок

0

6

Соблюдение пунктуационных норм


Пунктуационных ошибок нет (или одна негрубая ошибка)

15


Не более 2 ошибок

10


Не более 5 ошибок

5


Более 5 ошибок

0

7

Соблюдение языковых норм


Грамматических ошибок нет

15


Не более 2 ошибок

10


Не более 4 ошибок

5


Более 4 ошибок

0

8

Соблюдение речевых норм


Допущено не более 1 речевой ошибки

10


Не более 5 ошибок

5


Более 5 ошибок

0

9

Соблюдение фактологической точности в изложении исходного текста


В изложении отсутствуют фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста или с фоновыми знаниями

5


Допущены фактические ошибки (1 и более), связанные с пониманием исходного текста или с фоновыми знаниями

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу

100

Работа экзаменуемого оценивается нулем баллов по всем аспектам проверки, если: 

а) объем изложения составляет менее 60% исходного текста; 

б) если изложение не соответствует содержанию исходного текста. 

При проверке изложения исправляются, но не учитываются: описки, ошибки в переносе слов, ошибки на правила, которые не включены в школьную программу. За исправления в тексте оценка не снижается. Экзаменаторы учитывают: 

  • степень грубости ошибки (негрубые ошибки считаются за пол-ошибки);
  • однотипность ошибок (первые три однотипные, то есть на одно правило, ошибки считаются за одну, каждая последующая — как самостоятельная);
  • повторяемость ошибок (повторяющиеся ошибки вне зависимости от их количества считаются за одну).

К негрубым относятся ошибки: 

1) в написаниях, регулируемых исключениями из правил; 

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; 

4) в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 

5) в случаях трудного различения НЕ и НИ; 

6) в собственных именах нерусского происхождения; 

7) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 

8) в случаях нарушения последовательности сочетающихся знаков препинания. 

Методические рекомендации к написанию изложения

В школьной практике перед написанием изложения проводится определенная работа: выявляются признаки текста (стиль, тема, основная мысль), рассматриваются отдельные его компоненты (выделяются микротемы и на их основе абзацы, анализируются типы речи и языковые средства), затем все сводится воедино и предъявляется в виде плана или схемы. На вступительном экзамене эта работа должна быть проделана каждым абитуриентом самостоятельно, если он рассчитывает на положительный результат. 

Вам предстоит извлечь из текста информацию для составления плана изложения, передачи содержания, разделить при этом текст на смысловые части (микротемы, абзацы) и записать по возможности основную мысль каждой из этих частей. 

Наличие плана (в черновике) не обязательно, но очень желательно, так как план способствует сохранению последовательности в передаче основного содержания текста. Важно определить при этом, какая часть в тексте является вводной, есть ли концовка, из каких абзацев состоит основная часть. 

В процессе прослушивания полезно выделить опорные слова, которые будут нужны для изложения. Главную мысль автора вы обоснуете примерами, выбирая из текста соответствующий материал. 

Изложение — это результат восприятия, осмысления и передачи не только предложенного текста, но и его языково-стилистических особенностей. Значит, запомнить следует не только содержание материала, но и его языковую форму. Воссоздавая авторский текст, абитуриент должен решить вслед за писателем и определенную стилевую задачу. Для художественного стиля это — описать предметы, события, передавая определенное отношение, настроение; для делового — сообщить точные сведения; для научного — изложить теоретические сведения, доказав, объяснив сказанное; для публицистического — убедить читающего, воздействовать на него. 

Творческое задание — придумать заголовок — помогает обнаружить основную мысль текста, определить его идею. Название должно быть четким, емким и выразительным, и в то же время соответствующим стилю и содержанию текста. Как считают признанные мастера слова, хорошее название — половина успеха. 

Важный этап экзамена — проверка и совершенствование написанного. Внимательно прочитайте то, что написали, отнеситесь к этому весьма критически, даже проговорите про себя некоторые фразы, ведь зачастую виновником большинства ошибок является легкомысленное отношение к проверке. 

Нужно хорошо поработать над черновиком изложения. Особое внимание при первоначальном чтении написанной работы обращайте на содержание. Определите, насколько соответствует ваше изложение исходному тексту, раскрыта ли в нем основная мысль, соответствует ли работа составленному плану, пропорциональны ли части изложения, не нарушена ли связь между ними. 

Обращаем внимание на то, что совершенствование написанного осуществляется не только с точки зрения его содержания, логики текста (развития мысли), но и с точки зрения стиля. Обращайте внимание на основные требования к стилю изложения, стремитесь к тому, чтобы было выдержано стилевое единство текста. Для этого необходимо: 

  • использовать слова в свойственных им значениях: употребляйте только те слова, значение которых Вам известно;
  • избегать тавтологии, неоправданных повторений, речевых штампов;
  • следить за тем, чтобы данное слово точно передавало мысль;
  • употреблять слова, словосочетания, предложения в соответствии со стилем исходного текста; избегать неуместных диалектизмов, вульгаризмов, книжных приемов высказывания;
  • правильно конструировать каждое предложение: следить за пра-вильной связью слов, в сложном предложении проверять связь придаточного предложения с главным и т. д.;
  • следить за связью предложений в абзацах, продумывать переходы от одного рассуждения к другому;
  • обращать внимание на выразительность, образность языка, пользоваться его лексическим богатством.

При повторном чтении основное внимание уделите языку написанного, одновременно исправляя орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые ошибки. 

В изложении должна быть употреблена разнообразная лексика. Но есть «золотое» правило: не уверен в слове — не употребляй его! Разнообразие, богатство речи, на которые на экзамене, конечно же, обращается внимание, могут быть достигнуты за счет тех слов, в правильности написания которых вы абсолютно уверены. 

Однако, стараясь избежать ошибок, не низведите язык изложения до примитивного уровня. Спасая грамотность, можно обеднить содержание. 

Перепишите написанное изложение в чистовик в соответствии с требованиями к оформлению: 

  • изложение должно быть написано грамотно, аккуратным, разборчивым почерком;
  • должны строго соблюдаться поля;
  • необходимо начинать писать с красной строки;
  • не нужно лукавить, то есть допускать написания, которые можно истолковать двояко: слитное — раздельное написание слов, нечетко проставленные знаки препинания, невнятное написание букв и прочее.

Экзамен — испытание воли абитуриента, проверка его на прочность, на способность вести достойную борьбу с конкурентами: ведь в экстремальных условиях всего за 3 часа необходимо сконцентрировать все свои знания и способности, суметь собраться и четко спланировать время, чтобы выйти победителем в этой борьбе — выдержать испытание. Желаем удачи! 

Дата изменения страницы 01.02.2013