Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Программа вступительного испытания «Рисунок»

Программа вступительного экзамена «Рисунок» по направлению подготовки «Дизайн» (квалификация «бакалавр»)

Общие указания

Рисунок является структурной основой любого изображения: графиче­ского, живописного, декоративного. В работе дизайнера большое значение имеют объемно-пространственное мышление и художественные навыки как основы любого проектирования, предшествующие созданию новых художе­ственных форм. Поэтому задачами вступительного экзамена по предмету «Рисунок» являются проверка знаний основ композиции, пространственного видения, владения первоначальными навыками художественного проектиро­вания с целью качественного отбора абитуриентов для получения образова­ния на факультете технологии и предпринимательства ГОУ ВПО «Помор­ский государственный университет им. М.В. Ломоносова» по направлению подготовки 072500 «Дизайн» (квалификация «бакалавр»).

Основной задачей вступительного испытания при выполнении рисунка является выявление у абитуриентов навыков рисования. В художественном плане они должны иметь следующую начальную подготовку по рисунку:

  • владеть знаниями, умениями и навыками по технике выполнения ри­сунка (линейный рисунок, рисование штрихом, негативный рисунок) различными средствами: карандашом, тушью, цветными карандашами, фломастерами;
  • владеть навыками выполнения набросков, эскизов и чистовых изобра­жений различных предметов и композиций, уметь правильно и вырази­тельно передать их форму, используя светотеневую проработку эле­ментов формы с передачей фактуры материала, цветовых контрастов и соотношений, световоздушной перспективы;
  • уметь анализировать изображаемые изделия и на этой основе вводить некоторые упрощения их формы с соблюдением правильных пропор­ций изображаемого изделия, уметь осуществлять детализацию простых и достаточно сложных форм;
  • владеть начальными знаниями о перспективе, уметь выполнять пер­спективное изображение простых геометрических форм и предметов, используя вспомогательные линии построения;
  • уметь выполнять рисунки с натуры, по памяти, по представлению и во­ображению, изображать облик различных материальных объектов в различной технике исполнения.
На вступительных экзаменах абитуриент должен продемонстрировать:
  • знание основ изобразительной грамоты;
  • понимание основных закономерностей построения композиции и ре­шения линейно-конструктивного рисунка в тоне;
  • способность аналитического восприятия группы предметов, стоящих на плоскости, умение анализировать постановку и композиционно мыслить;
  • умение изобразить постановку при помощи грамотно скомпонованных в единую композицию объемных и плоских фигур, которые создаются простыми графическими средствами (точка, пятно, линии, тон и фактура).

Программные требования вступительного экзамена по рисунку

В ходе выполнения задания абитуриенты должны продемонстрировать знания профессиональных основ выполнения реалистического изображения, методики последовательности ведения рисунка с натуры. Работа должна быть представлена как графическая композиция с передачей глубины про­странства.

За время проведения экзамена 6 академических часов (270 минут), аби­туриент должен выполнить рисунок натюрморта, который состоит из трех-четырех предметов быта, простых по форме, локальных по окраске (один из предметов натюрморта может быть гипсовым орнаментом) и сложной драпи­ровки. Освещение может быть искусственным (верхнее, боковое) или естест­венным. Рисунок выполняется простым карандашом на листе бумаги фабри­ки Гознак формата А4 (210Ч297 мм).

Правила организации и порядок проведения вступительных испыта­ний

На каждого абитуриента оформляется титульный лист письменной ра­боты.

На оборотной стороне бумаги, принесенной абитуриентом, проставля­ется номер экзаменационного листа абитуриента и ставится печать приемной комиссии. Для выполнения задания маркируется не более одного листа. В случае необходимости, по заявлению абитуриента может быть произведена замена испорченного листа; при этом испорченный лист изымается и унич­тожается, новый лист маркируется, а время на выполнение задания не увели­чивается, о чем абитуриент предупреждается заранее. На титульном листе делается соответствующая запись с указанием времени, даты и подписей абитуриента и члена предметной комиссии.

Экзамен проводится в группе не более 15 человек.

Для выполнения задания по рисунку представляется один объект на каждые 7 - 8 человек. Группу абитуриентов и соответствующую постановку определяет экзаменатор.

Изначально рекомендуется распределить работу над натюрмортом на три основных этапа и спланировать их реализацию по временным отрезкам:

  1. Определить композицию натюрморта в листе. Построить предметы на плоскости с передачей линейной перспективы. Правильно определить пропорции предметов в рисунке.
  2. Выстроить тональные отношения в рисунке. Передать объем изо­бражаемых предметов натюрморта тоном.
  3. Объединить все детали в единое целое.

При работе над заданием необходимо учитывать:

  • выбор точки зрения, уравновешенное изображение на листе;
  • основные оси, определяющие перспективное движение;
  • уточнение взаимного расположения частей натюрморта;
  • определение местоположения линии горизонта;
  • определение основных пропорций изображения;
  • с помощью светотени, выявление объемов с соблюдением тонального масштаба, выявление бликов, полутонов, рефлексов, собственных и па­дающих теней.

Абитуриенту запрещается подписывать выполненную работу, ставить какие-либо знаки, пометки. Экзаменационные работы, содержащие подписи, посторонние знаки, пометки, оцениваются оценкой «неудовлетворительно» или «не зачтено» без рассмотрения предметной комиссией.

В конце экзамена работы шифруются и опечатываются техническим секретарем приемной комиссии. Шифр абитуриента проставляется на лице­вой стороне листа и на титульном листе.

Порядок оценки экзаменационной работы по рисунку

Для проверки выполненные работы размещаются в аудитории (мастер­ской) и оцениваются предметной комиссией по стобалльной шкале согласно установленным критериям. Оценка с указанием количества баллов выставля­ется прописью на лицевой стороне работы. Предметной комиссией заполня­ется протокол оценки с обязательным указанием шифра работы и критериев, за которые по работе были снижены баллы; протокол подписывается всеми членами предметной комиссии, производившими оценку работы. Работа расшифровывается, оценка проставляется в экзаменационную ведомость и экзаменационный лист, после чего результаты экзамена объявляются абиту­риентам. Проверенные работы остаются для проведения апелляции. Экзаме­национные работы не возвращаются.

Экзаменационная работа абитуриента оценивается по 100-балльной шкале с учетом следующих показателей:

  1. Компоновка изображения в заданном формате.
  2. Передача взаимного расположения предметов в пространстве, с учетом их визуальных сокращений, при помощи линейной перспективы.
  3. Выполнение конструктивного построения предметов натюрморта, пе­редача характера их формы и пропорций.
  4. Выполнение светотеневой моделировки объектов постановки с учётом характера освещения, передача их объёма и фактуры при помощи вер­но взятых тональных соотношений и штриха.
  5. Выразительность и целостность графического решения работы.

100-75 баллов ставится в следующем случае: 1. Убедительно закомпоновано изображение натюрморта в заданном формате. Композиционно уравновешены изображаемые объекты на­тюрморта.

  1. Верная передача расположения плоскости и предметов натюрморта в пространстве путем использования линейной перспективы.
  2. Правильно выполнены конструктивные построения предметов, опреде­лены их пропорции и форма.
  3. Грамотно произведена моделировка объёма предметов и драпировок тоном, использованы выразительные возможности штриха для переда­чи фактуры предметов. Точно переданы тональные отношения в ри­сунке между предметами натюрморта.
  4. Выделено главное, в рисунке достигнута целостность и выразитель­ность.

74 -50 баллов ставится в следующем случае:

  1. В композиции натюрморта недостаточно точно найден размер изобра­жения в формате листа. Предметы немного крупны или мелки к форма­ту натюрморта.
  2. Незначительные нарушения в построении плоскости в пространстве. Есть ошибки, существенно не влияющие на передачу линейной пер­спективы предметов натюрморта.
  3. В построении, определении пропорций и формы отдельных предметов есть некоторые неточности.
  4. Верно передан общий тональный строй постановки, объёмы предметов с небольшими неточностями при свето-теневой обработки, тени, реф­лексов. Недостаточно выразительна штриховка при передаче фактуры различных поверхностей встречающихся в натюрморте.
  5. Не выделено главное, но работа обобщена.

49 -25 баллов ставится в следующем случае:

  1. Натюрморт имеет композиционные ошибки. Предметы натюрморта плохо связаны между собой и с заданным форматом листа.
  2. Имеются существенные ошибки в построении плоскости в пространст­ве: относительно линии горизонта смотрящего и сокращений углов плоскости в точки схода.
  3. Неверно взяты пропорции предметов при построении, значительно ис­кажающих их форму и характер.
  4. Не достаточно передан объем предметов путем моделировки тоном. Не использованы выразительные возможности штриха. Слабо выявлены тональные градации в натюрморте.
  5. Работе не хватает целостности.

24-1 баллов ставится в следующем случае:

  1. Отсутствует композиция. Предметы очень крупны или малы к задан­ному формату. Изображение натюрморта чрезмерно сдвинуто (вправо или влево, вверх или вниз) в формате листа.
  2. Неверно передана линейная перспектива в изображении плоскости и предметов.
  3. Предметы не построены, существенно искажены их пропорции и фор­мы.
  4. Отсутствие моделировки формы предметов и драпировок в рисунке, изображение делается плоским. Не переданы большие соотношения света и тени. Невыразительная штриховка или ее отсутствие.
  5. В работе отсутствует целостность.
Дата изменения страницы 01.02.2013