Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Программа творческого испытания

Программа дополнительного творческого испытания для абитуриентов, поступающих на направление 031300.62 «Журналистика».

Для абитуриентов творческий конкурс является вступительным испытанием, дающим возможность определить творческий потенциал и другие важные профессиональные качества поступающего, правильность выбора будущей профессии. Для проведения творческого конкурса создается комиссия из преподавателей института социально-гуманитарных и политических наук и опытных журналистов, работающих в средствах массовой информации.

Основная задача комиссии по проведению творческого испытания — сделать заключение о том, обладает ли абитуриент способностями, необходимыми для профессии журналиста.

Творческий конкурс проводится в виде письменного экзамена продолжительностью 240 минут. Максимальная оценка — 100 баллов. На экзамене оцениваются навыки владения письменной речью, представления о жанрах журналистики, образность мышления, способность к логическому анализу, оригинальность и быстрота реакции при решении творческих задач, способность к ассоциативному восприятию мира.

Абитуриентам предлагается выполнить три задания.

Задание первое.

Абитуриенту предлагается ответить на вопросы о мотивах выбора профессии журналиста, о периодических изданиях, с которыми он знаком, об актуальных событиях общественно-политической жизни в России и за рубежом, о произведениях литературы и искусства, о связях абитуриента с редакциями, о его увлечениях и творческих интересах. Абитуриент должен уметь представить любимую газету или другое печатное средство массовой информации, охарактеризовать свои радио- и телевизионные предпочтения. Поступающему задаются и другие вопросы для выявления уровня общего развития абитуриента, его эрудиции, представлений о роли журналистики в жизни общества.

На выполнение задания дается 1 час (60 минут).

По результатам выполнения первого задания абитуриенту может быть выставлено 40 баллов за:

  1. широту политического кругозора — 5 баллов,
  2. высокий уровень начитанности — 5 баллов,
  3. широту культурного кругозора — 5 баллов,
  4. знание творчества современных журналистов — 5 баллов,
  5. творческие склонности и активную жизненную позицию — 5 баллов,
  6. представление о роли журналистики в жизни общества — 5 баллов,
  7. анализ печатных и аудиовизуальных СМИ — 5 баллов,
  8. умение логически рассуждать, излагать мысли лаконично и стилистически грамотно — 5 баллов.

Задание второе:

Абитуриенту предлагается проанализировать газетный текст, который прилагается к экзаменационному билету. При выполнении данного задания абитуриент должен ответить на следующие вопросы: в каком жанре выполнена публикация (репортаж, очерк, статья, интервью, фельетон и т.д.)? Как можно обозначить ее тему? Какого рода проблемы подняты в тексте (социальные, политические, правовые, нравственные, бытовые и т.д.)? Кому адресована публикация? Какова структура данного текста, что можно сказать о композиции? Соответствует ли заголовок содержанию? Привлекает ли заголовок внимание читателя? Какую аргументацию использует автор или персонажи, согласны ли вы с суждениями, высказанными в тексте? На какие источники информации опирается автор? Достаточно ли ясно выражены в тексте мотивы обращения автора к данной теме или проблеме? Есть ли в тексте речевые штампы, клише? Каково стилистическое своеобразие текста? Какие выразительные средства использует автор?

Прочитав и проанализировав текст, абитуриент должен письменно коротко (на 1-2 страницах) изложить его суть, при этом должны быть упомянуты название материала и его автор. Необходимо также дать оценку публикации в целом, поступкам героев и изложенным фактам. На выполнение задания дается 1 час (60 минут).

Максимальная оценка второго задания — 20 баллов. Критерии оценки:

  1. правильное определение жанра и основной идеи публикации — 5 баллов;
  2. глубина анализа содержания текста, умение отличить факты от комментариев — 5 баллов;
  3. анализ композиционной структуры, стиля публикации и выразительных средств — 5 баллов;
  4. самостоятельность и оперативность мышления, умение делать выводы и логика изложения — 5 баллов.

Задание третье

Написать этюд, заметку, зарисовку, эссе, обзор, репортаж, интервью и т.д. Вариант одного из творческих заданий указан в экзаменационном билете. На написание работы отводится два часа (120 минут). Объем работы не должен превышать 3-4 страниц рукописного текста. Использование домашних заготовок не допускается. Не разрешается пользоваться текстами художественных произведений, пособиями, справочниками и словарями.

При выполнении этого задания абитуриент демонстрирует знакомство с журналистскими жанрами; типами речи (описанием, повествованием, рассуждением); образность мышления; логику построения текста; культуру письма и речи. При оценке работы учитываются орфографические, грамматические, стилистические и пунктуационные ошибки.

Тема может быть как конкретной, так и более общей, ориентирующей автора на рассуждение. Однако и в том и в другом случае от абитуриента требуется и обращение к реальным и конкретным фактам окружающей действительности, и размышление над ними. Автор работы должен по-своему озаглавить работу и указать жанр или рубрику, под которой она могла бы, по его мнению, быть опубликована в газете.

Приведем несколько возможных тем:

  1. Почему я решил стать журналистом.
  2. Ради нескольких строчек в газете.
  3. Журналистика — власть, зеркало или служанка?
  4. Первый день весны.
  5. Столица и провинция.
  6. Главная улица нашего города.
  7. Реклама — двигатель торговли и т.д.

Максимальная оценка третьего задания — 40 баллов. Конкурсная работа должна выявить мировоззренческую позицию автора; умение отбирать интересные факты окружающей действительности, подмечать детали и осмысленно их воспроизводить; способность логически мыслить, анализировать эти факты и делать выводы; умение наглядно, образно и эмоционально изображать события, ситуации и людей; степень владения языком, стилем и композицией.

Критерии оценки:

  1. использование одного из жанров журналистики — 5 баллов;
  2. логическая и лексико-стилистическая грамотность текста — 5 баллов;
  3. конкретика содержания, полностью соответствующая предложенной теме, — 5 баллов,
  4. хорошее знание предмета, наличие в тексте убедительных фактов и аргументов — 5 баллов;
  5. умение делать самостоятельные выводы и обобщения — 5 баллов;
  6. использование оригинальных сюжетных ходов при построении текста — 5 баллов;
  7. яркость заголовка и выразительных средств — 5 баллов;
  8. владение нормативной грамматикой, орфографией и пунктуацией — 5 баллов.

Особенности журналистских жанров

В зависимости от целей воздействия на аудиторию СМИ, по глубине анализа, по широте освещения реальности и обобщений, по выразительным средствам газетные жанры подразделяются на три вида: информационные, аналитические и художественно-публицистические.

К информационным жанрам относятся заметка, отчет, репортаж, интервью. Все они объединены такими качествами, как новизна и актуальность факта и оперативная его подача.

Заметка — простейшая форма оперативного газетного сообщения, в основе которой лежит злободневный общественно значимый факт. Ее характеризуют новизна и лаконичность, скупость изобразительных средств. Наиболее краткой формой заметки является хроника. Но иногда журналисту важно уметь за частным фактом увидеть явление и не только сообщить о нем, но и оценить, то есть прокомментировать (расширенная заметка). Искусство подачи новости состоит в том, чтобы дать аудитории ответы на вопросы «что?», «кто?», «где?», «когда?» и «почему?» в предельно ограниченном газетном пространстве.

Отчет —развернутое, детализированное сообщение о ходе конкретного официального события или мероприятия (митинга, конференции, спортивного соревнования, открытия выставки и т.д.). В информационном отчете события передаются в хронологическом порядке, последовательно; в тематическом — выборочно, события группируются в соответствии с задачами журналиста; в аналитическом внимание автора концентрируется на конкретном аспекте, дается оценка, комментарий случившегося.

Репортаж — история события через непосредственное восприятие автора, воссоздающего картину происходящего чаще всего с места события в момент его свершения. Автор создает у читателей «эффект присутствия», поскольку он сам всегда или активный участник, или очевидец события. Динамичность и наглядность обеспечивается в репортаже авторским «я» и всеми художественно-выразительными средствами публицистики (эмоциональность, яркость изложения, оценочность, экспрессивность). Разновидности репортажа: событийный (события передаются оперативно и в хронологическом порядке); познавательный или тематический (в основе — не событие, а определенная тема); проблемный (присутствуют элементы анализа события, авторские обобщения).

Интервью — представляющие общественный интерес ответы конкретного лица на вопросы журналиста или беседа (когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы). Виды интервью: интервью-монолог (ответ на один вопрос), интервью-диалог (полный текст беседы), интервью-зарисовка (журналист передает обстановку разговора, рассказывает о жизни собеседника), интервью-мнение (комментарий проблемы, события, факта), коллективное интервью (с пресс-конференций), опрос (один вопрос задается нескольким собеседникам) и анкетирование.

Аналитические жанры шире по фактическому материалу, масштабнее по исследованию жизненно-важных явлений. Имея дело с несколькими однотипными фактами, автор стремится сопоставить, проанализировать и обобщить их, чтобы оценить ситуацию и предложить свое видение решения проблемы.

Корреспонденция — самый распространенный аналитический жанр. Для нее характерны оперативность и аналитика, в ней на конкретном материале разрабатывается актуальная тема, решается определенная проблема. В корреспонденции автор идет от частного к общему, конкретные цифры, факты и примеры — ее стержень, их невозможно, как в статье, заменить равнозначными. Информационная корреспонденция сходна с расширенной заметкой, но содержит авторскую оценку рассматриваемых фактов, отличается широтой охвата материала, обстоятельным развитием темы. Аналитическая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления или конфликта, чаще всего она, в отличие от информационной, критического плана (вскрывает недостатки). В постановочной корреспонденции ставятся новые проблемы, выдвигаются для обсуждения злободневные вопросы социально-экономической или политической жизни.

Статья — важнейший аналитический жанр, позволяющий обстоятельно, глубоко трактовать проблемы социальной действительности, осмысливать и обобщать их теоретически. Факты в статье играют иллюстративную роль, их можно менять, но проблема, явление останутся теми же. В статье автор идет от общего к частному, логический стержень статьи — четкая и определенная мысль, выводы и заключения, предложения и рекомендации.

Комментарий можно отнести к подвидам статьи, он позволяет оперативно откликнуться на различные важные (политические, правовые, экономические) события общественной жизни, разъяснить их и оценить. Автор выстраивает комментарий вокруг факта или цепи однозначных фактов, делает акцент на рациональных моментах, апеллируя к знаниям, к разуму. Обычно проблема комментируется не самим журналистом, а специалистом в той или иной области.

Рецензия — аналитический жанр, в котором дается оценка произведения искусства, литературы, науки или журналистики с целью помочь читателю, слушателю или зрителю соотнести явление культуры или науки с актуальными проблемами нашей жизни, сориентировать его, привлекая внимание к наиболее значимым произведениям. Рецензия содержит данные о рассматриваемом произведении, о замысле его автора, анализирует социальную значимость или художественную ценность работы.

Обозрение — панорама событий в политической, экономической, литературной, телевизионной сфере. Обозрения могут быть внутренними и международными, еженедельными и ежемесячными, информационными и аналитическими. Обозреватель оперирует широкой совокупностью фактов. Основной признак жанра — единство наглядного освещения общественных событий и глубоко проникающая в суть явления мысль обозревателя.

Обзор прессы— вид рецензии, предполагающий изучение особенностей публикаций прессы или теле- и радиопередач с целью дать представление об их содержании и форме. Направлен на изучение опыта журналистской практики, оказание помощи редакционным коллективам деловыми советами. Обзор писем — вид обозрения, в котором обобщаются мысли читателей, зрителей и слушателей.

В художественно-публицистических жанрах конкретный, документальный факт уходит на второй план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. Для этих жанров характерна типизация и образная трактовка фактов, насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, сплав понятия и образа, раскрытие типичного через индивидуальное (например, стремление выявить в личности социальный тип). Для автора важен факт не сам по себе, а его трактовка, восприятие, ассоциативные связи, которые он вызывает.

В небольшой зарисовке органически переплетаются черты информационных и художественно-публицистических жанров, это одновременно и оперативный газетный жанр, и разновидность очерка — этюд, эскиз с натуры. Она повествует о не таком уж значительном событии, но описывает его зримо, ярко, образно.

Очерк позволяет наглядно, ярко откликнуться на событие, раскрыть образ интересного человек, дать портрет коллектива, рассказать о нравах и обычаях людей региона, страны. Очерк выполняет функции информирования, образования, создания общественного мнения и воспитания. Портретный очерк — создание образа «героя нашего времени», событийный — типизация жизненного явления или общественно значимого события, путевой — постепенное развертывание объекта описания, проблемный — анализ важной проблемы через действия отдельных людей и коллективов, научно-популярный — рассказ о научном достижении или.проблеме доходчивым языком, но глубоко и доказательно. В очерке важен сюжет, речевые характеристики героев, пейзаж, деталь, подробность, возможны вымысел и домысел.

Сатирические жанры — разновидность художественной публицистики — строятся на широком использовании иронии, сарказма, юмора и сатиры. Фельетон — полемически насыщенный сатирический жанр публицистики, вскрывающий комическую суть отрицательных явлений и фактов действительности. Он строится на иронии, на противопоставлении положительного отрицательному, идеала — действительности, возвышенного — смешному. Автор нередко прибегает к метафоризации, ремаркам, лирическим отступлениям. Фактическая основа — воображаемые диалоги и эпизоды, отражающие возможные поступки героя.

Памфлет — произведение обличительного характера, отличается от фельетона более острой сатирической окраской, строится на сарказме. Для этого жанра характерна патетика, гневная экспрессивность и гротеск. Публицистическое начало составляют злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект обличения (крупное социальное явление, государственные или общественные деятели).

Жанры эфирной журналистики схожи с жанрами периодической печати. В телевидении различают информационные жанры, к числу которых относится хроника (краткое устное сообщение, сопровождаемое порой фотоснимком или коротким видеороликом), заметка (видеосюжет), интервью, отчет, репортаж. К аналитическим — корреспонденция, беседа, дискуссия в эфире, комментарий и обозрение. К художественно-публицистическим — очерк, зарисовка, эссе, документальный фильм.

Комиссия желает вам творческих успехов на экзамене!

Рекомендуемая литература:

  1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. — М., 1999.
  2. Аграновский В.А. Вторая древнейшая. — М., 2000.
  3. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия истории современной российской журналистики. М.: Издание Союза журналистов РФ, 1996.
  4. Ворошилов В.В. Журналистика: Учебник. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.
  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1996.
  2. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: учебное пособие. — М.: Изд-во РИП-холдинг, 2001.
  3. Дейнекина А.Д., Новожилова Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителей. — М.: Флинта-Наука, 1998.
  4. Засорина Т., Федосова Н. Профессия журналист. — М., 1999.
  5. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.
  6. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.
  7. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. — СПб., 1999.
  8. Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика. Критерии профессионализма. — М., 2002.
  9. Музыкант В.Л. Введение в журналистику. Подготовка к творческому конкурсу. Пособие для абитуриентов. — М.: РУДН-Уникум-центр, 1996.
  10. Познин В.Ф. От пиктограммы до Интернета. Краткий очерк развития средств информации и коммуникации: Учеб. пособие. — СПб., 2001.
  11. Рэндалл Д. Универсальный журналист. — Великий Новгород; СПб., 1999.
  12. Самолетов С.А. Как делается газета? Учебно-методическое пособие. — СПб., 1999.
  13. Свитич Л.Г. Введение в специальность: Профессия: журналист. Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2008.
  14. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов. / Под ред. Я.Н. Засурского. — М.: Аспект Пресс, 2001.
  15. Солганик Г.Я. Русский язык: 10-11 кл. Стилистика: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений, школ и классов с углубленным изучением русского языка, лицеев и гимназий. — М.: Дрофа, 1995.
  16. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. — М., 2000.

Дата изменения страницы 01.02.2013