Finnish English

Методические рекомендации

RUS
Sidorova E.Yu. Pankov M.N.
Treating aggressive behaviour of hyperactive children: Methodological recommendations
Arkhangelsk: САФУ NArFU named after M.V. Lomonosov, 2013. – 20 p.
The methodological recommendations for educational work with parents contain an effective tool of enhancing upbringing and schooling of hyperactive children with extraversive behavioural disorders – which is group-based parent training programme, like a club for parents. Every session is described in detail. The recommendations are designed for teachers and students of pedagogical and psychological faculties, psychologists of schooling and medicine organisations
RUS
Sidorova E.Yu. Pankov M.N.
Diagnosing behavioural disorders in hyperactive children: Methodological recommendations
Arkhangelsk: NArFU named after M.V. Lomonosov, 2013. – 20 p.
The methodological recommendations for the differential diagnosis of ADHD children behaviour, including comorbid disorders, are designed based on ICD-10 and DSM-IV criteria. Diagnosing stages involving aggression, hyperactivity and communicative tolerance method is described in detail. The recommendations are designed for teachers and students of pedagogical, medical and psychological faculties, doctors, psychologists, teachers, pre-school teachers.
RUS
Pankov M.N. Gribanov A.V. Sokolovskiy A.V.
The regional network of distant consulting children with emotional and behavioural disorders: Methodological recommendations
Arkhangelsk: NArFU, 2012. – 36 p.
The recommendations present information about distant consulting development, contemporary technologies to implement and support it. General issues of video conferencing and information protection are examined. A model of the distant consulting regional network is proposed based on psychological, medical and pedagogical committee system in the Arkhangelsk Region. The model is based on the resources and needs of the region. Requirements for the procurement of such a network are identified. The recommendations are designed for psychological, medical and pedagogical committee members, local education departments, students of professional education courses dedicated to issues of supporting children with special educational needs.
RUS
Zotova A.A. Popova E.V. Volokitina T.V. Shlay E.V.
Features of 5-8 year-old children’s visual perception and visual-creative thinking: Methodological recommendations
Arkhangelsk: Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, 2012. – 24 p.
The methodological recommendations describe visual perception and visual-creative thinking of 5–8-year-olds. Special attention is given to methods of diagnosing the development level of children’s visual perception and cognitive activity in a schooling environment. The publication is designed for students and teachers of pedagogical universities, visual impairment specialists, special educational needs teachers, physiologists, parents.
RUS
Pankov M.N. Gribanov A.V.
Research and practise Centre Sodeystvie: diagnosing and treating Attention deficit hyperactivity disorder: Information edition
Arkhangelsk: Publishing house named after V.N. Bulatov, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, 2011. – 50 p.
The publication contains information about the work of Research and practise Centre Sodeystvie in diagnosing and treating symptoms of Attention deficit hyperactivity disorder in children. The material is presented in PowerPoint slides.
RUS
Rysina N.N. Pankov M.N. Yablonskaya T.V.
Neuropsychological methods of behavioural modification of children ADHD: Methodological recommendations
Arkhangelsk: Publishing house named after V.N. Bulatov, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, 2011. – 33 p.
The methodological recommendations focus on the developmental features of pre-school and primary school children; on reasons for schooling failures in children. Neuro-psychological methods of behavioural modification are presented for children with school-significant functions developmental irregularity. Recommendations for teachers, pre-school teachers and parents to interact with children with ADHD are given. Developmental and rehabilitating games are presented. Designed for psychologists, pre-school teachers dealing with Attention deficit hyperactivity disorder, as well as parents.
RUS
Jos Yu.S. Deputat I.S. Rysina N.N.
Difficulties at school: aspects of children’s education and upbringing: Methodological recommendations
Arkhangelsk: Pomor University, 2010. – 64 p.
The methodological recommendations consider a number of factors relevant to school education success. Diagnosing and different methods of dealing with difficulties at school are presented. The recommendations are for parents, teachers of primary and secondary schools, school psychologists, students of pedagogy and psychology.
RUS
Jos Yu.S. Deputat I.S. Iordanova Yu.A.
Behavioural modification of a hyperactive child: Methodological recommendations
Arkhangelsk: Pomor University, 2010. – 62 p.
The learning and methodological recommendations contain information about behavioural modification of children with Attention deficit hyperactivity disorder. The programme of a child’s behavioural modification and the family relations change is described in detail. Recommended for parents whose children have Attention deficit hyperactivity disorder, students, teachers and pre-school teachers.
RUS
Podoplekin A.N. Larionova O.A.
Using art therapy means to correct Attention deficit hyperactivity disorder in children of primary school age: Methodological recommendations
Arkhangelsk, 2009. – 40 p.
The methodological recommendations contain information about a possibility to use art therapy in treating major symptoms of ADHD in children. Art therapy treatment system is described. The results of the authors’ research into effectiveness of the suggested training are presented. The recommendations are for students of special pedagogy and other similar specialities, psychologists and doctors concerned with ADHD treatment.
RUS
Jos Yu.S. Deputat I.S. Pankov M.N.
Emotional and social characteristics of children with Attention deficit hyperactivity disorder: Methodological recommendations
Arkhangelsk: Pomor University, 2009. – 19 p.
The learning and methodological recommendations contain information about emotional and behavioural symptoms of children with Attention deficit hyperactivity disorder. Recommended for parents whose children have Attention deficit hyperactivity disorder, teachers and pre-school teachers.
RUS
Gribanov A.V. Pankov M.N. Rudakova E.V.
Applying EEG-BFB method when rehabilitating the functional state of children with Attention deficit hyperactivity disorder: Learning and methodological recommendations
Arkhangelsk: ООО Press-Print Printing company, 2009. – 20 p.
The learning and methodological recommendations present a method of rehabilitating the functional state of children with Attention deficit hyperactivity disorder applying biofeedback based on EEG parameters (EEG-BFB). The training stages are described. The recommendations are for psychologists, physiologists, students of pedagogical and medical higher education establishments.
RUS
Gribanov A.V. Pankov M.N. Rudakova E.V.
Neurofeedback capacity in managing the functional state: Learning and methodological recommendations
Arkhangelsk: ООО Printing company Press-Print, 2009.– 18 p.
The learning and methodological recommendations contain information about the physiological foundation of bio management effect (biofeedback - BFB). Applying BFB in order to control the functional state based on facts of psycho-physiological symptoms dynamics. The recommendations are for neuropsychologists, physiology, students of pedagogical and medical universities.
RUS
Volokitina T.V. Bralnina G.G. Nikitinskaya N.I.
First aid for pupils: Methodological recommendations
Arkhangelsk: ООО Press-Print printing company, 2009. – 61 p.
Teaching staff need knowledge to provide first aid for children in schooling establishments. A child’s health and life depends of promptness and correctness of measures done before an ambulance arrives. The reference aid contains first aid measures alphabetically and laconically, measures which are to be known by teaching staff. The publication is useful both to teachers of secondary and special schools and specialists in extra-curricular activities and children’s rest.
RUS
Shlay E.V. Mochalova L.N.
A pre-school speech pathologist: Methodological recommendations.
Arkhangelsk: Pomor University, 2008. – 39 p.
The methodological recommendations for teaching practice are made in accordance with the requirements of the state educational standard approved on 31.01.2005 for speciality 031800 – speech pathology. The author presents tasks, contents, organizational issues of students’ teaching practice. Methodological recommendations of document preparing and practice assignments performing are also given. The programme and methodological recommendations are for students trained to be speech pathologists and students’ teaching practice supervisors.
RUS
Flotskaya N.Yu. Ponomareva M.A.
Psychology of self-cognition: Methodological recommendations.
Arkhangelsk: PSU publishing department, 2007. – 62 p.
The methodological recommendations feature the contents of self-cognition psychology course. They include an example of topics plan, lectures and workshops plans, bibliographies on topics, independent work assignments, tasks and methods of self-assessment, questions for checking oneself, test questions. Designed for students of psychology and special pedagogy faculties
RUS
Ponomareva V.N. Kanzhin A.V.
Perinatal pathology of the nervous system and its effects on children. Infantile cerebral paralysis: Methodological recommendations
Arkhangelsk: Pomor University, 2005.– 51 p.
The recommendations present perinatal pathology and most common effects such as nervous system impairments in children which demand long-term medical and pedagogical rehabilitation. Main clinical symptoms of ICP perinatal pathology and aspects of the nervous system development dynamics are covered as well. Special attention is paid to early diagnosis of ICP, speech disorders and intellectual disabilities related to cerebral paralysis. The appendix features characteristics of babies’ neurologic check-up, comparative characteristic of normal and abnormal development, criteria of ICP early diagnosis in the first year of life. The publication is for pedagogical universities and can be useful for special teachers, speech pathologists, psychologists working with children of the tender age, as well as paediatricians and medical universities students.
RUS
Kanzhin A.V. Ponomareva V.N.
Higher cortical functions disorders in children: Methodological recommendations
Arkhangelsk: Pomor University, 2005. – 27 p.
The methodological recommendations present basics of regional diagnosis of higher cortical functions disorders. The topics examined include the cerebral cortex anatomy, classification, clinical symptoms and diagnosis of praxis, gnosis and speech disorders. The methodological recommendations are for students of pedagogical universities special education faculties. They can be of help to special teachers and speech pathologists.
RUS
Valkova N.Yu. Afanasenkova N.V. Bralnina G.G.
Alcohol influence on the human body: Methodological recommendations
– Arkhangelsk: Pomor University, 2004. – 19 p.
The methodological recommendations provide information necessary to hold discussions of alcohol effects on the body of an adult and a teenager. The recommendations are for students’ independent studies at courses of preventive addiction medicine, healthy lifestyle, can be used by school teachers to prepare discussions with pupils.
RUS
Podoplekin D.N.
Clinical and physiological features of children with Attention deficit hyperactivity disorder: Methodological recommendations
Arkhangelsk: Pomor University, 2004. – 16 pages
The methodological recommendations contain information about signs of children ADHD, consider psycho-physiological features of attention; current views on formation mechanisms of Attention deficit hyperactivity disorder, clinical and electrophysiological symptoms of ADHD. Methodological recommendations are designed for students of special pedagogy faculties and other pedagogical professions, parents and medical staff

Finnish English

Методические рекомендации

ENG
Сидорова Е.Ю. Панков М.Н.
Коррекция агрессивного поведения у гиперактивных детей: Методические рекомендации
Архангельск: САФУ имени М.В. Ломоносова, 2013. – 20 с.
В методических рекомендациях по образовательной работе с родителями представлен эффективный метод для оптимизации воспитания и обучения гиперактивных детей с экстраверсивными нарушениями поведения – проведение групповых занятий с родителями по типу родительского клуба. Дано подробное описание каждого занятия. Рекомендации предназначены для преподавателей и студентов психолого-педагогических факультетов, а также для практикующих психологов образовательных и медицинских учреждений.
ENG
Сидорова Е.Ю. Панков М.Н.
Диагностика нарушений поведения у гиперактивных детей: Методические рекомендации
Архангельск: САФУ имени М.В. Ломоносова, 2013. – 20 с.
Методические рекомендации по дифференциальной диагностике поведения детей с СДВГ, в т.ч., с коморбидными расстройствами, разработаны с учетом критериев МКБ-10 и DSM-IV. Представлено подробное описание этапов диагностики с использованием методики «Агрессивность, гиперактивность, коммуникативная толерантность». Рекомендации предназначены для преподавателей и студентов педагогических и медико-психологических факультетов, врачей, психологов, педагогов, воспитателей.
ENG
Панков М.Н. Грибанов А.В. Соколовский А.В.
Региональная сеть дистанционного консультирования детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями: Методические рекомендации
Архангельск: САФУ, 2012. – 36 с.
В методических рекомендациях представлена информация о развитии дистанционного консультирования, современных технологиях его реализации и специальной поддержки. Рассмотрены общие вопросы организации видеоконференцсвязи и защиты информации. Предложена модель региональной сети дистанционного консультирования в рамках системы психолого-медико-педагогических комиссий в Архангельской области с учётом имеющихся ресурсов и потребности региона; требования к материально-техническому обеспечению подобной сети. Рекомендации предназначены для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, территориальных управлений образования, слушателей курсов повышения квалификации по вопросам сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
ENG
Зотова А.А. Попова Е.В. Волокитина Т.В. Шлай Е.В.
Особенности зрительного восприятия и наглядно-образного мышления детей 5–8 лет: Методические рекомендации
Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2012. – 24 с.
В методических рекомендациях дана характеристика зрительного восприятия и наглядно-образного мышления детей 5–8 лет. Особое внимание обращено использованию методик для диагностики уровня развития зрительного восприятия и когнитивных деятельности детей в условиях образовательной среды. Издание будет полезным для студентов и преподавателей педагогических вузов, учителей-дефектологов (тифлопедагогов), педагогов специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждений, физиологов, родителей
ENG
Панков М.Н. Грибанов А.В.
Научно-практический Центр «Содействие»: диагностика и коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: Информационное издание
Архангельск: Изд-во им. В.Н. Булатова Северного (Арктического) фед. ун-та имени М.В. Ломоносова, 2011. – 50 с.
Настоящее издание содержит сведения об организации работы научно-практического Центра «Содействие» по диагностике и коррекции проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей. Материал представлен в виде презентации в слайдах.
ENG
Рысина Н.Н. Панков М.Н. Яблонская Т.В.
Нейропсихологические методы коррекции поведения детей с СДВГ: Методические рекомендации
Архангельск: Изд-во им. В.Н. Булатова Северного (Арктического) фед. ун-та имени М.В. Ломоносова, 2011. – 33 с.
Методические рекомендации содержат сведения об особенностях развития детей дошкольного и младшего школьного возраста; о при­чинах неуспешности начала обучения в школе. Представлены нейроп-сихологические методы коррекции поведения для детей с неравномер­ностью развития школьнозначимых функций. Даны рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей по взаимодействию с детьми с СДВГ. Представлен комплекс коррекционно-развивающих игр. Для психологов, педагогов, воспитателей, занимающихся проблемой синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, а также родителей
ENG
Джос Ю.С. Депутат И.С. Рысина Н. Н.
Школьные трудности: особенности обучения и воспитания детей: методические рекомендации
Архангельск: Поморский университет, 2010. – 64 с.
В методических рекомендациях рассматривается ряд факторов, влияющих на успешность школьного обучения. Представлена диагностика и различные методы коррекции школьных трудностей. Рекомендации предназначены для родителей, учителей начальной и средней школы, школьных психологов, студентов педагогических и психологических специальностей.
ENG
Джос Ю.С. Депутат И.С. Иорданова Ю.А.
Коррекция поведения гиперактивного ребенка: Методические рекомендации
Архангельск: Поморский университет, 2010. – 62 с.
Учебно-методические рекомендации содержат сведения о коррекции поведения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Дано подробное описание этапов программы изменения поведения ребенка и взаимоотношений в семье. Рекомендации предназначены для родителей, имеющих детей с син­дромом дефицита внимания с гиперактивностью, студентов, педагогов и воспитателей.
ENG
Подоплёкин А.Н. Ларионова О.А.
Применение средств арттерапии в коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста: Методические рекомендации
Архангельск, 2009. – 40 с.
Методические рекомендации содержат сведения о возможности применения арттерапии в коррекции основных проявлений СДВГ у детей. Дано описание системы арттерапевтической коррекции. Приводятся результаты собственных исследований эффективности предложенного комплекса занятий. Рекомендации предназначены для студентов факультетов коррекционной педагогики и других педагогических специальностей, психологов и врачей, занимающихся коррекцией СДВГ.
ENG
Джос Ю.С. Депутат И.С. Панков М.Н.
Эмоциональные и социальные особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: Методические рекомендации
Архангельск: Поморский университет, 2009. – 19 с.
Учебно-методические рекомендации содержат сведения об особенностях эмоциональных состояний и поведения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Предназначено для родителей, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, педагогов и воспитателей
ENG
Грибанов А.В. Панков М.Н. Рудакова Е.В.
Коррекция функционального состояния детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью методом ЭЭГ-БОС: Учебно-методические рекомендации
Архангельск: ООО «Типография Пресс-Принт», 2009. – 20 с.
В учебно-методических рекомендациях представлен метод коррекции функционального состояния детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с применением биологической обратной связи по параметрам ЭЭГ (ЭЭГ-БОС). Изложено поэтапное проведения тренинга. Данные рекомендации предназначены для психологов, физиологов, студентов педагогических и медицинских вузов
ENG
Грибанов А.В. Панков М.Н. Рудакова Е.В.
Возможности биологической обратной связи в управлении функциональным состоянием: Учебно-методические рекомендации
Архангельск: ООО «Типография Пресс-Принт», 2009.– 18 с.
Учебно-методические рекомендации содержат сведения о физиологических основах эффекта биоуправления (биологической обратной связи - БОС). Применение БОС в целях произвольного управления функциональным состоянием на основе объективной информации о динамике психофизиологических показателей. Данные рекомендации предназначены для нейропсихологов, физиологов, студентов педагогических и медицинских вузов.
ENG
Волокитина Т.В. Бральнина Г.Г. Никитинская Н.И.
Первая медицинская помощь школьнику: Методические рекомендации
Архангельск: : ООО «Типография Пресс-Принт», 2009. – 61 с.
Оказание первой медицинской помощи детям, находящимся в образовательных учреждениях при ситуациях, угрожающих их здоровью, требует от педагогического персонала соответствующих знаний. От своевременности и правильности проводимых мер до приезда «Скорой помощи» нередко зависит сохранение здоровья и жизни ребенка. В справочном пособии в алфавитном порядке и лаконичной форме изложены приемы первой медицинской помощи, которыми должен владеть каждый работник образовательной сферы. Издание полезно не только учителям общеобразовательных и специализированных учебных заведений, но и специалистам по внеклассной работе и организации отдыха детей.
ENG
Шлай Е.В. Мочалова Л.Н.
Дошкольный логопед: Методические рекомендации
Архангельск: Поморский университет, 2008. – 39 с.
Методические рекомендации к педагогической практике «Дошкольный логопед» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования, утвержденного 31.01.2005, по специальности 031800 - «Логопедия». Автором представлены задачи, содержание, организация педагогической практики, даны методические рекомендации к оформлению документации и выполнению заданий практики. Программа и методические рекомендации адресованы студентам, обучающимся по специальности «Логопедия» и руководителям практики.
ENG
Флотская Н.Ю. Пономарева М.А.
Психология самопознания: Методические рекомендации
Архангельск: Изд-во ПГУ, 2007. – 62 с.
методических рекомендациях раскрыто содержание курса «Психология самопознания». Рекомендации включают в себя примерное тематическое планирование, планы лекционных и практических занятий, списки литературы к темам, задания для самостоятельной работы, задания и методики для самообследования, вопросы и задания для самопроверки, вопросы к зачету. Для студентов факультета психологии и коррекционной педагогики.
ENG
Пономарева В.Н. Канжин А.В.
Перинатальная патология нервной системы и ее последствия у детей. Детский церебральный паралич: Методические рекомендации
Архангельск: Поморский ун-т, 2005.– 51 с.
В рекомендациях представлена патология перинатального периода и наиболее частые ее последствия в виде поражения нервной системы у детей, требующие длительной медико-педагогической коррекции. Освещены основные клинические синдромы при перинатальной патологии ЦНС с учетом возрастной динамики развития нервной системы. Особое внимание уделено ранней диагностике ДЦП, а также речевым расстройствам и нарушением интеллекта при церебральных параличах. В приложении представлены особенности неврологического обследования младенцев, сравнительная характеристика нормального и аномального развития, даны критерии раннего выявления детских церебральных параличей на первом году жизни. Издание предназначено для студентов высших педагогических учебных заведений и может быть полезным педагогам-дефектологам, логопедам и психологам, работающим с детьми раннего возраста, а также педиатрам и студентам медицинских вузов.
ENG
Канжин А.В. Пономарева В.Н.
Нарушения высших корковых функций у детей: Методические рекомендации
Архангельск: Поморский ун-т, 2005. – 27 с.
методических рекомендациях представлены основы топической диагностики нарушений высших мозговых функций. Разработанные темы включают строение коры головного мозга, классификацию, клинические проявления и диагностику нарушений праксиса, гнозиса и речи. Методические рекомендации предназначены для студентов факультетов специального образования педагогических вузов и могут быть полезными педагогам-дефектологам и логопедам.
ENG
Валькова Н.Ю. Афанасенкова Н.В. Бральнина Г.Г.
Влияние алкоголя на организм человека: Методические рекомендации
– Архангельск: Поморский университет, 2004. – 19 с.
В методических рекомендациях содержатся материалы для проведения бесед о влиянии алкоголя на организм взрослого человека и подростка. Рекомендации предназначены для самостоятельной подготовки студентов к занятиям на циклах профилактической наркологии, здорового образа жизни, могут быть также использованы учителями школ при подготовке бесед со школьниками.
ENG
Подоплекин Д.Н.
Клинико-физиологические особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: Методические рекомендации.
Архангельск: Поморский университет, 2004. – 16 с.
Методические рекомендации содержат сведения о проявлениях СДВГ у детей, рассмотрены психофизиологические особенности внимания; совре­менные представления о механизмах формирования синдрома дефицита внимания с гиперактикностью, клинические и электрофизиологические про­явления СДВГ. Методические рекомендации предназначены для студентов факультетов коррекционной педагогики и других педагогических специальностей, роди­телей и медицинских работников.